Журналы и сайты пестрят советами о том, как и что следует есть, и источают оптимизм — скоро население всех развитых стран окончательно убедится в том, что фаст-фуд — это плохо, позабудет дорогу в Макдоналдс и KFC и перейдёт на салаты из свежих овощей и куриную грудку из пароварки. Тем временем рестораны быстрого питания расширяют свои и без того огромные сети, ловя нас на нехватку времени и удобство «перекусов».
На самом деле жителям мегаполисов не грозит стать фастфудными наркоманами — потому что они уже давно ими стали. Доказательства? Ваш предыдущий съеденный пакет чипсов, чизбургер, кусок пиццы, и вот ещё три.
1. Продавцы фаст-фуда намеренно действуют как наркодилеры
Никто не набрасывается как безумный на варёную морковь и не поглощает, не в силах остановиться, тушёную капусту, а вот картофельные чипсы — это, по сути, питательный эквивалент спидбола. Они были сознательно разработанны, чтобы действовать таким образом.
Когда первый кусочек хрустящих чипсов с ароматом бекона (или чего-то ещё, что вам больше всего нравится) попадает вам в рот, в вашем мозгу вспыхивают центры удовольствия — ярче, чем рождественская ёлка. Картофельный крахмал — это «быстрые» углеводы, и чтобы их расщепить и превратить в глюкозу, поджелудочная железа включается на полную мощность, вырабатывая огромное количество инсулина. Инсулин исправно делает свою работу, утилизируя все углеводы, которые имеются в распоряжении. Абсолютно все.
Теперь вам не хватает глюкозы для нормальной работы мозга, и он требует ещё, ведь инсулина слишком много, а глюкозы слишком мало, и вот — вам снова нужны чипсы.
Поэтому так трудно остановиться — неважно, маленький у вас пакет чипсов, средний или самый большой — вы не остановитесь, пока не съедите всё до конца. А так как никакой питательной ценности чипсы не несут, набить ими желудок дополна просто невозможно.
Метамфетамин действует точно так же: обманывает мозг, искусственно создавая потребность в том, что за минуту до принятия наркотика было ему вовсе ненужно, а потом, когда появляется дефицит, он немедленно желает ещё.
Разумеется, это качество фаст-фуда вовсе не является новостью для производителей — поверьте, им известно это давно. Именно поэтому они действуют подобно наркоторговцам: например, 20% поклонников Кока-колы употребляют 80% всей производимой колы, поэтому миссия этой компании — удовлетворять потребности своих постоянных клиентов. Понимаете? Постоянных — тех, кто уже «на игле», и кому требуется ещё и ещё.
2. Большая часть «здоровой» пищи — никакая не здоровая
Продовольственные компании добавляют сахар практически во всё, что вы едите — от йогуртов, до пшеничного хлеба. Так что, если у вас нет собственного огорода, стада коров и пары десятков кур, чтобы прокормиться — избежать зависимости от еды будет невероятно трудно.
Сахар. Рафинированный сахар. Необработанный сахар. Коричневый сахар. Тростниковый сахар. Сахарная пудра. Сахароза. Фруктоза. А ещё — фрукты, крупы, мучные продукты — сахар повсюду. Так что, если продукт на вкус не кажется сладким, вероятнее всего, он содержит что то, что превратится в сахар сразу же, как попадёт в ваш организм.
К тому же — нам невкусно без сахара. Мы едим огромное количество сладкой и солёной пищи каждый день, и наши вкусовые рецепторы давно потеряли чувствительность к этим вкусам, поэтому если положить в продукт разумное и безопасное количество сахара — он покажется пресным.
А сахар вызывает зависимость — с помощью процесса, описанного выше.
3. Производители тратят очень много денег, чтобы убедить вас, что всё написанное выше — неправда
Человеческий мозг имеет особенность — он прикладывает все усилия, чтобы оправдать вас перед самими собой в случае возникновения зависимости. О способах такого самообмана мы поговорим на днях, а пока имейте ввиду — так же, как потребители впадают в зависимость от фаст-фуда, производители зависят от ваших денег, и поэтому у них есть немало причин быть в этом вопросе на стороне вашего мозга. «Конечно, нет никакой зависимости!» — восклицают они на страницах газет и сайтах, публикующих «научные» исследования.
Например, Fox News недавно опубликовал статью, где учёный рассказывает об исследовании, проведённом им на крысах. После того, как крысы до отвала наелись нездоровой еды, её у них забрали, а вместо этого предложили обычную, естественную пищу. Грызуны предпочли уморить себя голодом: за две недели они не притронулись к обычной еде, которая лежала в доступном месте, зато чтобы добраться до фаст-фуда, они готовы были испытывать удары электрическим током, которым их подвергали. Это ли не наркомания?
Однако учёный закончил интервью «осторожным» выводом, сказав, что еда, наверное, по-другому действует на мозг крыс (если говорить о химических процессах), так что, возможно, у людей нездоровая пища не вызывает привыкания. Статья вышла под заголовком «Фаст-фуд не может вызвать у вас привыкание».
Вся бизнес-модель крупнейших производителей еды построена на том, чтобы привить зависимость от пищи с самого детства — они хотят, чтобы дети ели много и, повзрослев, ели всё больше и больше. А если речь пойдёт о таких серьёзных вещах как «зависимость» и «наркомания», то ни один нормальный родитель не допустит больше никаких «Хэппи мил», «Маффинов с черникой» и «Снэк-боксов» в рационе ребёнка.
Поэтому они приложат все усилия к тому, чтобы ожирение распространялось по миру, преуменьшая и искажая информацию всюду, куда смогут дотянуться.