Европа гордится своими заслугами перед демократией, так почему же кучке затравленных диссидентов так трудно бороться с последним диктатором континента? - вопрошает на страницах Foreign Policy Кристина Одоне, научный сотрудник Centre for Policy Studies (Лондон), редактор издания Free Faith.
Знаменитый драматург Том Стоппард поддерживает Белорусский свободный театр (спектакли которого запрещены в Белоруссии за критику в адрес Лукашенко). Оппозиционер Андрей Санников, экс-кандидат в президенты Белоруссии, считает, что вышел на свободу (после 16 месяцев за решеткой) благодаря вмешательству Стоппарда.
И все же ни этот диссидент, ни этот драматург не способны по-настоящему воспротивиться Лукашенко, полагает автор статьи. Белоруссия слывет одной из худших в мире стран в плане соблюдения политических прав и гражданских свобод. Режим тщательно режиссирует выборы и референдумы. "С конца 1990-х действует секретная "команда смерти". Около дюжины оппозиционеров пропали без вести, некоторые активисты считаются политзаключенными", - пишет Одоне. КГБ Белоруссии следит за гражданами. Лукашенко также организует кибератаки против активистов.
Автор приходит к мысли: "Белоруссия - маленькая грязная тайна Европы. Из-за ее существования европейцам следовало бы испытывать стыд, а ЕС - чувство вины. Институция, обожающая произносить высокие слова об общем нравственном предназначении и безупречном "послужном списке" в области прав человека, мало что делает, дабы навести порядок у собственного порога".
Санников ныне проживает в изгнании, неподалеку от Лондона. Он испытывает недоумение и разочарование в связи с тем, что Запад и особенно Европа равнодушны к мытарствам его соотечественников. Он призывает действовать хотя бы во имя интересов самого Запада. "Пусть люди на Западе помнят: то, что происходит в Белоруссии, сказывается на них самих. Лукашенко наладил связи с другими государствами-изгоями по всему миру, он снабжал террористов оружием. Каддафи, Иран, Судан, даже Саддам Хусейн: Лукашенко продавал оружие им всем", - сказал Санников.
Автор комментирует: "Своекорыстные интересы действительно влияют на связи Запада с Белоруссией. Но не в том смысле, на который надеется Санников. Страны ЕС - Нидерланды, Латвия - покупают дешевые нефтепродукты белорусских заводов". Белорусские власти используют для слежки оборудование, произведенное шведской Ericsson (правда, сама Ericsson утверждает, что продала его не Белоруссии, а турецкой Turkcell). Великобритания в 2012 году поставила Белоруссии оружие примерно на 3 млн фунтов, говорится в статье.
Разве удивительно, что белорусская оппозиция считает, будто Европа ставит подпорки для "последней диктатуры"? Санников возмущается: Западу удобно изображать Белоруссию как "безнадежный случай", чтобы умыть руки.
Правда, автор полагает, что в Белоруссии действительно трудно увидеть проблески надежды. Страна "так и не смогла вырваться с орбиты Кремля". "Красноречивым признаком слабого чувства идентичности белорусов" Кристина Одоне называет тот факт, что "большинство граждан дома говорят по-русски, а не по-белорусски".
В прошлом году российское телевидение показало фильм о Лукашенко "Крестный батька". Автор комментирует: "Эта кличка, отсылающая к мафии, подходит ему лишь отчасти. Лукашенко часто предается шутовству в стиле Берлускони". По мнению Одоне, Лукашенко ведет себя безрассудно, так как знает, что Запад не хочет порывать с Белоруссией. "Он ловко сталкивает Россию с ЕС и не гнушается использовать политзаключенных как разменную монету на переговорах, но только потому, по словам Санникова, что Европа позволяет ему так поступать", - говорится в статье.
Наталья Каляда, сооснователь Свободного белорусского театра, полагает: "Множество белорусов испытали на собственном опыте жестокость властей, они осознают, что не могут жить при этом режиме". Санников отмечает: по свежим соцопросам, треть граждан поддерживает Лукашенко, но уже 15% - оппозицию.
Санников призывает Запад наложить на Белоруссию более жесткие санкции. Правда, депутат Европарламента Мариете Шааке признает, что "никакие ограничительные меры ЕС не оказывали большого влияния на политику или действия правительства Белоруссии".
Что же делать, если ни санкции, ни оппозиция не в силах ударить по диктатуре? "Обмен студентами, поездки скаутов, велотуры и курортный туризм: более активное взаимодействие с Западом на всех уровнях общества позволит белорусам самостоятельно увидеть свободу слова, свободу прессы, верховенство закона. Они больше не станут мириться с гнетом", - пишет автор, ссылаясь на мнение Санникова.
Санников хочет, чтобы ЕС изменил визовый режим: в данный момент получение визы для белорусов - длительная и дорогостоящая процедура. По словам Шааке, ЕС сам хочет вступить в переговоры на сей счет, но Минск пока не дал ответа.
"Пока Лукашенко размышляет о своих вариантах (сойдет ли ему с рук еще одна попытка дернуть Европу за нос? Порвет ли с ним Владимир, если он этого не сделает?), Санников видит собственную миссию в том, чтобы обеспечить присутствие Белоруссии в повестке дня международного сообщества", - говорится в статье.
Foreign Policy