Мы умиляемся, когда ребенок, которого просят нарисовать цыпленка, изображает жареную курицу. Или когда на вопрос, откуда берется молоко, мы получаем ответ: из супермаркета. Но это вовсе не смешно. Многие дети, живущие в городе, лишены контакта с растениями, животными и птицами и черпают знания о них лишь из книг или фильмов. Педиатры, педагоги и психологи говорят о так называемом синдроме дефицита общения с природой, которым страдают дети и который проявляется в форме ожирения, стресса, гиперактивности, хронической усталости, депрессии и других симптомах.
Многие дети добираются утром до школы на автобусе или автомобиле и возвращаются вечером домой таким же образом. Свободное время они предпочитают проводить дома за компьютером. Родители записывают их в разные кружки, чтобы обеспечить им светлое будущее, они заботятся о безопасности и здоровье своих детей, делают все возможное, чтобы те не промочили ноги, не испачкались... В результате, миллионы детей не имеют возможности свободно гулять в парке, лазать по деревьям, строить шалаши, ловить бабочек, бросать камешки в лужу. По мнению экспертов, у детей, лишенных такого общения с природой, наблюдается задержка умственного и эмоционального развития, они теряют творческие и исследовательские способности и абсолютно не подготовлены к жизни и решению важных проблем. Результаты исследований показывают, что дети, живущие за городом, болеют реже, более дисциплинированы и внимательны, обладают лучшей координацией, большей ловкостью, более развитым воображением, большей наблюдательностью, умеют лучше находить общий язык со сверстниками, а также более уравновешены. Те же, кто живут в городе, испытывают больший страх перед окружающим миром, менее эмоциональны, страдают ожирением, чаще испытывают стресс и не чувствуют уверенности в своих силах, чаще скучают и не знают, чем заняться.
Различия между детьми, живущими в городе и сельской зоне, наблюдает почти ежедневно Кристина Гутьеррес, одна из директоров школы-фермы Ла-Гранха. «Через наш центр проходят дети из города и сельской местности, из государственных и частных школ… Около 10 тысяч в год. Мы имеем 20-летний опыт работы и видим, что те, кто приезжают из города или поселков городского типа, очень нервные, резкие, громко говорят, все время находятся в движении, пытаются быстро осмотреть все, как будто боясь, что им не хватит на это времени. Жители села, напротив, более спокойные, независимые и бесстрашные. Городские дети боятся гулять в лесу, не садятся на пол, чтобы не испачкаться, их раздражают камни на дороге или дождливая погода, так как им кажется, что все должно удовлетворять их интересы», - говорит Гутьеррес.
«В природе заложено столько возможностей, что общение с ней позволяет ребенку почувствовать себя свободным, он может свободно двигаться, наблюдать природные явления. Это очень важно для физического, эмоционального и умственного развития; это жизненный опыт, позволяющий ребенку ощущать себя по-другому, чем в городе», - говорит психолог Мари Лус Диас, директор центра инновационного образования Уэерто-Алегре, и президент сети центров Онда Андалузии, программа образования которых предусматривает взаимодействие с природой.
По словам Диас, общение с природой непосредственно влияет на физическое развитие. Ученые считают, что оно позитивно сказывается на нервной системе и повышает мозговую активность, улучшает координацию, способствует интеллектуальному развитию и познавательной деятельности. «Падения, подъемы, напряжение мышц и попытки справится с трудностями, ловля насекомых, посев семян – все это стимулирует работу мозга и дает пищу для эмоций. Когда ребенок нюхает цветы, смотрит на поле цветущих маков или наблюдает за процессом рождения теленка, у него возникают ощущения, которые порождают эмоции. Эти эмоции, в свою очередь, важны для познания. То, что мы познаем посредством эмоций, гораздо легче сохраняется в памяти, и это сложнее забыть», - уверяет Мари Лус Диас.
Общение с природой улучшает моторику, считает Кристина Гутьеррес. «Дети от одного года до трех лет, посещающие наш детский сад, гораздо лучше ориентируются в лесу, чем 5-летние жители Барселоны, не умеющие забраться на холм, спотыкающиеся о камни и начинающие плакать, если они упали», - говорит она. По ее словам, этот пример (умение переступать камни, падать, вставать и продолжать путь) демонстрирует, как важно общение с природой для эмоционального развития детей. «В пути гораздо проще выработать выносливость. Если идет дождь, ты промокаешь и стараешься не обращать на это внимание, если ты споткнулся или устал, ты вынужден терпеть и продолжать путь. Контакт с животными и растениями способствует развитию сочувствия и уважения к окружающим, а созерцание и наблюдение за явлениями природы создают чувство покоя. Таким простым и естественным образом можно развить многие способности», - заявляет она.
Директор центра Ла-Гранха уверяет, что, общаясь с природой, дети испытывают меньше негативных эмоций, становятся более наблюдательными и более благодарными. Результаты некоторых исследований свидетельствуют о том, что у более благодарных людей лучше работает сердце, так как чувство благодарности способствует высвобождению эндорфинов, регулирующих артериальное давление. Ссылаясь на результаты научных исследований, свидетельствующих о пользе общения детей с природой, Кристина Гутьеррес вспоминает, что «в условиях ограниченного пространства накапливаются положительные ионы, вызывающие головную боль, нервозность и плохое самочувствие. С другой стороны, на открытой местности: у реки или в лесу, например, образуются ионы отрицательные, положительно влияющие на здоровье и состояние души. Таким образом, можно провести час в горах, чтобы улучшить самочувствие и зарядиться «хорошими» ионами.
Мари Лус Диас приводит в пример животных, которые, находясь в клетке, становятся менее общительными и хуже реагируют на опасность. По словам экспертов, животные в зоопарках испытывают больший стресс и зачастую ведут себя неадекватно. Хосе Антонио Корралиса, сотрудник кафедры психологии Мадридского автономного университета, подтвердил в ряде исследований, проведенных совместно с Сильвией Кольядо, взаимосвязь между общением с природой и стрессом. «Мы провели объективный анализ поведения группы детей, имеющих различные возможности общения с природой (вид из окна, время, проводимое на природе, возможности взаимодействия с природой – деревьями, водоемами и т.д.), и применили стандартную шкалу оценки стресса у детей. В результате, мы получили отрицательный коэффициент корреляции -0.7. Чем больше ребенок общается с природой, тем меньший стресс он испытывает», - сделал вывод психолог. По его словам, даже находясь в постоянном контакте с природой, ребенок все равно может испытывать сильный стресс, в случае смерти родственников или развода родителей, например, но он сможет более стойко перенести его. Корралиса и Кольядо обнаружили также, что существует взаимосвязь между количеством зеленых насаждений в школьных дворах и самочувствием школьников. «Чем больше природы рядом, тем быстрее проходит усталость у детей, они более внимательны и лучше осознают свою взаимосвязь с окружающим миром», - уверяет сотрудник мадридского университета.
«Важность общения с природой – это не дань моде и не просто рассуждения о качестве жизни. Есть научно доказанные факты, свидетельствующие о влиянии окружающего мира на психологическое и эмоциональное состояние человека, его умственные способности. Это открытие было сделано еще в XIX веке», добавляет Корралиса. Эксперты объясняют это биологическими законами. По их мнению, несмотря на то, что тело человека уже адаптировалось к жизни в городе, его мозг продолжает нуждаться в стимулах, которые он приобрел, находясь в тесном контакте с природой, когда были выработаны наиболее успешные стратегии выживания в окружающем мире.
Необходимость жить в природе, а не только обладать знаниями о ней, имеет большое значение в педагогической системе Марии Монтессори, где «ни одно описание, ни одна иллюстрация в книге не могут заменить созерцания реальных деревьев и жизни, окружающей их в реальном лесу». В соответствии с этим, в центрах Монтессори большое внимание уделяется общению с природой. «На каждом этапе развития дети проявляют большой интерес к познанию природы, и этот интерес дает возможность развивать не только взаимное уважение, но и познавательные способности и полезные навыки. Общение с природой создает ощущение свободы и ответственности, а работа в естественной среде помогает развить творческое мышление и инициативность», - заявляет Монтсе Жулия, директор центра Монтессори в Жироне и секретарь испанской Ассоциации Монтессори.
У детей до шести лет общение с природой развивает сенсорное восприятие, помогает лучше контролировать движения, улучшает самоконтроль и внимательность. У детей от шести до 12 лет природа помогает им находить взаимосвязь между различными явлениями, развивает наблюдательность, рациональность мышления. В подростковом возрасте общение с природой способствует формированию общественного сознания, возникновению чувства ответственности, свободы, независимости и уверенности.
Мари Лус Диас подтверждает, что благоприятное влияние общения детей с природой на их здоровье, интеллектуальные способности и эмоциональное равновесие можно использовать и в образовательных целях: организовать специальные природные центры, школы-фермы и т.д. В этом случае сама природа предоставит возможность тренировать восприятие детей и обучить их выделению, распределению и упорядочиванию информации, установлению связей между природой и живыми организмами, а также привить им уважение к окружающей среде и осознание необходимости ее охраны.
«Дети любят учиться, они исследователи, и природа предоставляет им большие возможности развить сенсорное восприятие. Они могут трогать, нюхать, видеть, слышать, пробовать… Гораздо проще обучать их таким образом, чем когда они сидят за партой», - уверяют эксперты. В период отпуска родители могут предоставить своим детям возможность больше общаться с природой: поехать с ними на пляж или за город, научить их ловить рыбу, наблюдать за птицами или насекомыми, строить шалаши. Все эти виды деятельности не подвластны влиянию никаких кризисов.