Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Сегодня полеты на самолете уже далеко не такие как раньше. И речь не только о многочисленных и весьма обременительных ограничениях, связанных с мерами безопасности, которые усиливаются всякий раз, когда какой-нибудь псих засунет бомбу себе в трусы. Раньше в самолетах было гораздо больше удобств, но они постепенно исчезли, когда президент Джимми Картер подписал в 1978 году закон об отмене государственного регулирования авиалиний, и показатель затрат и эффективности внезапно стал больше всего заботить компании. Вот 11 вещей, которые мы не видим больше в самолетах на коммерческих рейсах, но которые во времена оные являлись нормой.
1. СПАЛЬНЫЕ МЕСТА
В конце 1940-х компания Boeing называла свой самолет Stratocruiser «ковром-самолетом». Кроме наличия прекрасно оборудованной дамской комнаты и пружинящих откидных клубных кресел, сиденья в салоне (причем не только в первом классе) можно было регулировать и устраивать таким образом, что у каждого пассажира появлялось достаточно места для сна.
2. ЭЛЕКТРОННАЯ ИГРА PONG
В начале 1980-х Continental Airlines оснастили часть своих лайнеров DC-10 чем-то вроде оборудования для паба. Там был небольшой бар с закусками и напитками, круглые столики и вращающиеся стулья. Там также был экран для игры в Pong.
3. ШАМПАНСКОЕ В САЛОН!
В 1970-е годы компании Southern Airways назвала себя «маршрутом для аристократов», потому что обслуживала по первому классу всех своих пассажиров – ну, или типа того. Компании наверняка нужны были все эти мягкие подушки и выпивка, текшая рекой, чтобы снять напряжение с пассажиров во время длительных полетов, хотя со временем она начала предлагать беспосадочные перелеты. Хлебом с маслом для Southern Airways были те услуги, которые компания оказывала во всех юго-восточных штатах. Обычный полет мог проходить следующим образом: начинался он в Олбани, штат Джорджия, затем была остановка в Валдосте, в Дотане (Алабама), потом в Колумбусе, и после этого самолет совершал окончательную посадку в Атланте.
4. РЕСТОРАННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
На борту самолетов Clipper компании Pan Am вам предлагали еду ресторанного качества, которую во время полетов через Атлантику готовил и подавал шеф-повар.
5. ФОРТЕПЬЯНО
С конца 1970-х и примерно до 1974 года на самолетах American Airlines в хвостовой части устраивали фортепьянный салон. Инструментом было электропиано Wurlitzer, которое часто нуждалось в ремонте, потому что полные энтузиазма любители музыки часто разливали свои коктейли на его клавиши. Что может быть лучше во время полета через всю страну, чем хорошо поддать, а потом горланить хором под аккомпанемент, не попадая в ноты?
6. СТЮАРДЕССЫ В СОБЛАЗНИТЕЛЬНЫХ ШОРТИКАХ
Вообще-то некоторые перемены к лучшему.
7. СВЕЖИЕ ЦВЕТЫ В САЛОНЕ
Самолет 707 Clipper компания Pan Am рекламировала как «машину без вибрации». Поэтому она могла себе позволить ставить на каждый столик свежие цветы в вазе, не беспокоясь о том, что вода из нее во время болтанки может вылиться пассажирам прямо на колени. Pan Am ставила цветы в вазах во время обеда в первом классе вплоть до конца 1970-х годов.
8. ПОКАЗЫ МОД В ПОЛЕТЕ
Продвинутая в вопросах моды Braniff International также наняла архитектора из Нью-Мексико Александра Жирара (Alexander Girard), чтобы тот освежил ее самолеты и сделал их поярче. Жирар применил одноцветную схему, по которой каждый самолет окрашивался в один цвет из богатой палитры, где были такие названия как «пурпурный металлик» и «лимонно-желтый». Когда компания расширила зону охвата и начала летать в Латинскую Америку, к внутреннему убранству самолета в качестве завершающих штрихов добавили оригинальные художественные произведения из Бразилии, Мексики и Перу.
10. ИЛЛЮМИНАТОР НА КАЖДЫЙ РЯД КРЕСЕЛ
Размер, форма и место размещения иллюминаторов в самолете подбираются очень тщательно, чтобы сохранить прочность конструкции машины. Для слишком больших иллюминаторов потребуется создать большую герметизацию путем повышения избыточного давления в салоне. Закругленные углы снижают вероятность возникновения трещин от усталости материала, а пространство между иллюминаторами конструируется таким образом, чтобы фюзеляж сохранял свою прочность. Иллюминаторы крепятся на корпусе самолета, когда он еще представляет собой пустую оболочку, и проектируются они обычно под конкретную конфигурацию кресла и расстояние между ними.
В старые добрые времена стандартное расстояние между креслами составляло 86 сантиметров, а сегодня оно ближе к 78 сантиметрам. Когда авиакомпания покупает самолет, она может расставлять кресла внутри салона как ей хочется. В наши дни это означает, что в самолете становится все более тесно. Места приносят деньги; чем больше мест, тем больше денег, и поэтому с годами авиакомпании все увеличивали и увеличивали количество рядов внутри самолетов. Поэтому иногда, даже если вы получали место у окна, могло оказаться так, что иллюминатор находится у вас за плечом.
11. МЕСТО 22I
Смотрите внимательно, какое у вас место, когда в следующий раз взойдете на борт широкофюзеляжного лайнера. Буквенная нумерация кресел в ряду идет обычно так - «HJK», без «I», как должно быть по алфавиту. Почему так? Виноваты компьютеры. Когда авиакомпании начали устанавливать компьютерную технику, чтобы осуществлять бронирование и делать прочие записи, часто стали возникать проблемы, когда буква очень сильно походила на цифру. Digital Equipment Corporation первой убрала вводящие в заблуждение буквы (в номерных знаках автомобилей, например, убрали не только I но и O, Q и S). В результате такую буквенно-цифровую систему называют урезанным алфавитом.