До своего отъезда в Тунис бывший вице-президент Центра исламской культуры в Болонье Даниэль Паррачино, обратившийся в ислам 30 лет тому назад, раздавал еду бедным вместе со священниками церкви Сан Джакомо Мажжоре.
В Милане итальянец (мать — японка) Яхья Серджо Яхе Паллавичини (Yahya Sergio Yahe Pallavicini), имам мечети на улице Меда является вице-президентом исламского религиозного сообщества (Coreis), которое ведет межрелигиозный диалог.
В Лигурии есть имам Хамза Роберто Пиккардо (Hamza Roberto Piccardo) 1952 года рождения. Он писатель, душа мечети в Империи и один из основателей, а также пресс-секретарь Союза исламских общин и организаций в Италии (Ucoii).
70 тысяч итальянцев-мусульман
Все больше итальянцев молятся Аллаху по пятницам. Их число, по оценке Ucoii, сделанной в 2012 году, составляет 70 тысяч. Каждый год четыре тысячи итальянцев обращаются в мусульманскую веру (в Германии их число составляет 4,5 тысячи, в Великобритании — пять тысяч). Среди вновь обращенных много детей, рожденных в семьях иммигрантов, перебравшихся в Италию. Это уже второе поколение. Но много и итальянцев, которые пришли к исламу различными путями. Некоторые из них были атеистами, другие разочаровались в католической религии, многих их них привлекают эзотерические доктрины и оккультизм.
Бум обращений
Границы этого контингента пока трудно определить, как трудно определить и причины обращения к исламу, но сделать это необходимо, чтобы избежать ошибочных обобщений и опасных заблуждений.
В этот широкий поток вливаются студенты, жены мусульман, любопытствующие рабочие, общающиеся с коллегами с Кораном в руке, профессионалы, предприниматели и преподаватели. К их числу принадлежал и двадцатилетний Джулиано Ибрагим Дельнево, проходивший в 2008 году по делу о терроризме и погибший в Сирии как боевик-джихадист. Он попал в порочный круг из-за страсти к исламу и социального неустройства.
Линия раздела между экстремизмом и толерантностью очень условная. Отделить зерна от плевел трудно, иногда невозможно, особенно в исламских центрах, стихийно возникших в гаражах и подсобных помещениях, которые часто остаются неформальными.
От молитв до непризнанных исламских школ всего один шаг. Президент ассоциации арабского мира в Италии Фоад Аоди (Foad Aodi) сказал Lettera43.it: «Чтобы избежать влияния просочившихся в общины радикальных мусульман, что приводит к конфликту внутри конфликта и разделяет самих мусульман, нужно заключить новый договор между государством и различными религиозными сообществами, как это было сделано для евреев, и позволить итальянцам посещать мечети».
Отличительные черты обратившихся
Первым шагом является сбор информации. Необходимо найти людей, отделившихся от итальянского общества. Распространенное общественное мнение пока что не допускает существования таких случаев. Но этот процесс идет подспудно на фоне недоверия. Отличительные черты обратившихся в ислам различны. «Обычно речь идет об одиноких людях среднего возраста из самых разных социальных слоев», — объясняет Аоди. Это в основном мужчины, но есть и женщины. Среди молодежи много студентов, любителей языка, арабской или исламской культуры, которые кончают тем, что становятся ярыми приверженцами ислама.
Индикатор социального неустройства
«Помимо увлеченности культурой, можно назвать три других глубоких причины: веру в Аллаха в результате откровения; духовный конфликт с предыдущей религией, в основном католической; психологические и социальные неурядицы», — заключил президент ассоциации арабского мира в Италии. Идеальными жертвами религиозных манипуляторов становятся слабые люди, пережившие трудный жизненный период.
В Италии 1,5 миллиона мусульман
Европол и Digos называют их «имамы с голубыми глазами» и считают, что это социальное явление должно вызывать тревогу. Но большинство обращенных безвредны, часто ими движет поиск духовности после стольких лет атеизма и ничем не сдерживаемого потребительского отношения к жизни.
Согласно данным Ucoii и досье Caritas Migranti, в 2011 году в Италии проживало примерно 1,5 миллиона мусульман и насчитывалось 550-600 мечетей, включая и стихийно возникшие места отправления культа. Прогнозируется, что к 2050 году в Италии будет жить более 2,6 миллиона мусульман во главе с шестьюстами имамами. Среди них есть те, кто все свое время посвящает проповеди, и те, кто делит его между работой и верой. Некоторые из них — самоучки.
Показательна история Доменико Абдуллы Буффарини из региона Венето, бывшего политика из Коммунистической партии Италии и масона, который в 69 лет обратился в ислам. С 2007 года его можно регулярно видеть с молельным ковриком в мечети в Виченце.
Молитвы на итальянском языке
Во многих местах отправления исламского культа пятничная молитва произносится на итальянском языке. Много итальянцев каждый день поднимаются на утреннюю молитву при пении муэдзина. «В исламской религии имам не является священником, но он должен хорошо знать и ревностно соблюдать все обряды, а для этого необходимо посещать школу. Наше сообщество предпочитает иметь дело с подготовленными соответствующим образом проповедниками», — рассказал Иззеддин Элзир, президент Ucoii. Некоторые имамы посещали школу для учителей ислама в Падуе. Она была создана Международной мусульманской образовательной организацией (Isesco).
Школа имамов
В Падуе в 2012 году при поддержке Христианской ассоциации итальянских трудящихся (Acli) региона Венето в университете был открыт курс, позволяющий получить степень магистра по изучению ислама в Европе. На этот курс записались все имамы из Северной Африки.
«В начале девяностых годов в Италии насчитывалось чуть больше 150 тысяч мусульман, — сказал Элзир. — Времена переменились из-за потока иммигрантов и из-за вновь обращенных. Среди них много женщин, но панорама широка и еще не стабилизировалась окончательно».
На фоне уменьшения числа верующих из исламских стран, которые из-за кризиса возвращаются на родину или переселяются в пределах Европы, растет число итальянцев-мусульман.
«Для человека характерен поиск веры. Может быть, эту тенденцию усиливает экономический и моральный кризис на Западе, — объяснил Элзир. — Государство еще не доросло до понимания необходимости уравнять все культы с католической религией. Но в живом и свободном обществе каждый находит ответы на свои вопросы».