Новый президент Ирана Хасан Роухани хорошо знаком в арабских странах, особенно тех, которые граничат с Ираном. Как он сам сказал на своей первой пресс-конференции, именно благодаря его усилиям в 1998 году было подписано соглашение о безопасности между Ираном и Саудовской Аравией. Роухани также пользуется поддержкой бывших президентов Исламской республики Али Акбара Хашеми-Рафсанджани и Мохаммада Хатеми, которые по-прежнему у арабов на высоком счету. Новый иранский президент - прирожденный дипломат, к тому же после Исламской революции 1979 года ему приходилось заниматься исключительно внешней политикой. Он сильно отличается от пока еще формально действующего президента Махмуда Ахмадинежада, который на момент прихода к власти не располагал сильной командой внешнеполитических стратегов. Дипломат Роухани имеет опыт работы со всеми выдающимися иранскими дипломатами, поддерживая с ними связи в период своего руководства Стратегическим центром при Совете целесообразности.
Другим преимуществом нового президента можно считать то, что на президентских выборах 14 июня иранские граждане выразили свое несогласие с внешнеполитическими методами правительства Ахмадинежада. Причем это проявилось не только в том, что большинство иранцев проголосовало за Роухани, но и в значительной народной поддержке его других четырех соперников. Следует отметить, что кроме одного из шести претендентов на пост президента (главного иранского переговорщика по ядерной проблеме Саида Джалили), который настаивал на продолжении сопротивления всему миру, все другие кандидаты подвергли серьезной критике внешнюю политику правительство Ахмадинежада и призывали к умеренности и взаимодействию с иностранными государствами. С другой стороны, главы арабских государств были одними из первых, кто поздравил Роухани с победой на выборах и пожелал ему успехов.
Все это можно считать проблесками надежды на изменение отношений Исламской республики с арабскими странами. Их нынешнее состояние совсем не то, что было до президентства Ахмадинежада. Он пришел к власти тогда, когда Иран спустя 16 лет политической разрядки смог наладить свои отношения с соседними арабскими государствами и преодолеть негативные последствия навязанной войны с Ираком. В 2005 году, то есть к концу правления предшественника Ахмадинежада президента Хатами, отношения Ирана со всеми арабскими странами, кроме Египта, достигли наивысшего уровня. Роль Ирана возросла не только на официальном правительственном уровне, к нему стало лучше относиться и само общество арабских стран. Одним словом, арабы тогда признавали достоинства внешней политики Исламской республики.
Однако сейчас Ахмадинежад готовится передать свои обязанности новому президенту именно в тот момент, когда отношения Ирана с арабскими странами переживают острый кризис и их партнерство фактически свелось к нулю. Трезво оценивая внешнюю политику Ахмадинежада, необходимо признать, что хотя арабские страны с самого первого дня негативно восприняли его внешнеполитическую оппозицию, в два первых года его президентства благодаря некоторым популистским мерам арабское общественное мнение не было настроено против Ирана. Победа Хезболлы в тридцати трехдневной войне в 2006 году даже повысила авторитет Ирана в глазах арабской общественности. Однако события последних лет, в частности, эскалация религиозно-племенных конфликтов в регионе (особенно в Ираке), а также кризисы в Сирии и Бахрейне привели к тому, что на завершающем этапе правления Ахмадинежада отношение к Ирану ухудшилось не только у арабского политического руководства. Мы вынуждены констатировать, что образ Исламской республики померк и в глазах общественного мнения этих стран.
Конечно, некоторые неудачи правительства Ахмадинежада в деле сохранения и укрепления отношений с арабскими государствами можно списать на объективные негативные обстоятельства. Однако его некомпетентность и невзвешенная позиция привели к большим дипломатическим потерям. Вместе с тем не все региональные события, совпавшие по времени с президентством Ахмадинежада, были неблагоприятными для Ирана. Некоторые из них, в частности арабские восстания в 2011 году, могли повысить роль нашей страны. Недавние политические процессы в этих странах выдвинули на первый план лидеров, которые традиционно считались сторонниками Ирана. Однако неблагоприятная внешнеполитическая ситуация нашей страны и падение ее престижа в глазах общественного мнения арабских стран привели к тому, что после прихода к власти эти лидеры вместо того, чтобы поблагодарить Иран за его поддержку в трудные для себя дни, стараются как можно скорей отмежеваться от него. Сейчас, по прошествии трудного восьмилетнего периода больших потерь и разочарований, есть серьезные основания ожидать, что обладающий большим опытом новый президент Роухани повернет вспять иранскую дипломатию. Элита и простые граждане нашей страны выступают за изменения во внешней политике и большую умеренность. Именно это стало главным посылом президентских выборов и внешнеполитическое руководство Ирана обязано его услышать.
Перевод Тарасовой Светланы