Если вы считаете Дубай местом сугубо светским и капиталистическим, то вы неправы. Городской департамент общих проектов на прошлой неделе решил наглядно это доказать. Его очередная идея – это не тематический парк по Angry Birds и не самое большое в мире колесо обозрения. Теперь он обратился к Священному Корану.
Дубай решил продолжить череду экстравагантных выходок тематическим парком по Корану. Судя по всему власти, недовольные тем, что город считают равнодушным к вере, прибегли к своему обычному маневру: потратить кучу денег, построить что-нибудь зрелищное и поднять шумиху.
Хотя Дубай, в сущности, весьма консервативен, он долгое время старался дистанцироваться от религии (за вычетом вопросов общественного порядка) и в целом стремился выглядеть светским и гостеприимным для западных туристов эмиратом. Он также активно привечает экспатов. Рабочие из Южной Азии, западные банкиры, арабские торговцы, миллиардеры из стран Персидского залива стекаются в Дубай, привлеченные доходами, не облагаемыми налогом. Разумеется, определенных трений избежать невозможно, но в целом эмират напоминает экзотический бар, где все спокойно пьют, потом, под конец вечера, вспыхивает драка, а следующим вечером все начинается снова.
Однако сейчас такая репутация начинает настраивать против Дубая туристов из арабских мусульманских стран. Недавно скандально известный саудовский проповедник запретил женщинам из Саудовской Аравии посещать Дубай из-за его распущенности (мужчины-саудовцы, по-видимому, не поддаются тлетворному влиянию). Судя по всему, новый проект тематического парка – это попытка умиротворить региональных туристов и закрыть брешь на рынке, способном дать эмирату 20 миллионов гостей в год.
Новое дополнение к коллекции дубайских достопримечательностей будет называться «Парком Священного Корана». Городской департамент общих проектов объявил, что проект парка «основан на исламской точке зрения и содержит представляющие чудеса Корана сюрпризы для посетителей». В парке будут театр под открытым небом, фонтаны, озеро, пешеходные и велосипедные маршруты, детская площадка, «уголок паломничества» и «места для демонстрации чудес Корана».
В целом этот проект характерен для эмирата с его духом тотальной коммерциализации. Он, разумеется, никого не умиротворит и никого не обрадует. Если туристы достаточно религиозны, чтобы приехав в Дубай, пренебречь его обычными приманками ради фальшивого мини-паломничества в тематическом парке, им вряд ли понравится цирковой стиль проекта. По-видимому, власти хотят создать нечто непохожее на остальные дубайские достопримечательности. Вот только религия – слишком туманная и тонкая тема. Достаточно сказать, что среди прочего в новом парке будут сады с упомянутыми в Коране фруктами и овощами. По идее, это должно «заставить людей задумываться, почему они там упомянуты».
Этот парк выглядит образцовым примером удручающей тенденции фокусироваться на сенсационности в ущерб собственному культурному наследию и исламским древностям. Власти Саудовской Аравии воздвигают торговые центры и гигантские часовые башни там, где земля стоит дороже, снося исторические объекты огромного значения, чтобы расчистить место. Если же речь идет о сугубо культурных проектах, это обычно оказывается что-то вроде идеи построить в Абу-Даби нелепый клон Музея современного искусства Гуггенхейма, чтобы превратить город в «Париж Ближнего Востока».
Если Дубай хочет развивать региональную и культурную идентичность, ему следует использовать свои ресурсы, чтобы сохранять свое наследие и свою архитектуру, и заодно обратить внимание на историю и искусство региона в широком смысле, - а не сооружать «уголки паломничества». «Парк Священного Корана» - это типичный случай непонимания собственной роли на рынке. Дубай для арабского мира – это Мекка наоборот. Именно поэтому туристы туда и едут. Пытаться превратить его в некое благочестивое туристическое направление так же бессмысленно, как строить казино в центре Мекки в надежде на приток светских туристов.