Египет откатился в точку, где находился два года тому назад, комментируют западные СМИ: смещен первый в истории египетский президент, избранный демократическим путем. Взяв контроль в свои руки, армия берет на себя ответственность за безопасность Египта, судьбу египетской демократии и неизбежную ответную реакцию миллионов исламистов, которых представляет Мурси, пишут обозреватели.
Египет откатился в точку, где находился два года тому назад, заявляет The Guardian в редакционной статье. Смещен первый в истории египетский президент, который был избран демократическим путем, разъясняет издание. Правда, генерал аль-Сиси призвал к досрочным выборам и пересмотру конституции, но не установил сроки. Хунту поддержали, в том числе, фундаменталисты.
"Новый режим - отнюдь не либеральный", - полагает газета. Для начала он закрыл телекомпании, которые освещали манифестации "Братьев-мусульман". Журналисты филиала "Аль-Джазиры" арестованы.
Издание заключает: прежний режим добился своего - он снова дергает за рычаги власти.
Газета признает, что Мурси не сдержал свое обещание представлять интересы всех сил, которые свергли Мубарака. Но смещение Мурси аннулирует избирательные права всех, кто голосовал на свободных выборах и референдуме по конституции.
Единственный позитивный момент - наступила ясность. Оказывается, либералы, националисты, салафиты и глава коптской церкви объединились с египетским "нереформированным и не поддающимся реформам "глубинным" государством" (выражение газеты). А "Братья-мусульмане", как ни странно, отныне отстаивают конституционную демократию, отмечает издание.
Мухаммед Мурси, обещавший быть "президентом всех египтян", допустил роковую ошибку, сделав своей опорой лишь исламистский лагерь, считает журналистка Le Figaro Дельфина Минуи.
Правление Мурси начиналось с "медового месяца". "Вы - источник власти и легитимности", - обращался он к народу год назад, накануне официального вступления в должность. Однако за довольно непродолжительное время прозванный "бородатым Мубараком" Мурси отвратил от себя не только своих противников, но и тех, кто изначально хотел дать шанс первому демократически избранному президенту Египта, говорится в статье.
В оправдание Мурси стоит отметить, что он унаследовал практически не функционирующее государство, пишет журналистка. Кроме того, ему пришлось иметь дело с многочисленными структурами - от полиции до судебной системы - которые подозрительно относились к выходцу из религиозной организации "Братья-мусульмане". "Придя к власти, он оказался во главе не подчиняющегося ему государства, - объясняет специалист по Египту и политическому исламу Стефан Лакруа. - В действительности, он был обречен на провал с самого начала".
Главная беда Мурси в том, что он не умел править коллегиально, полагаясь исключительно на "Братьев-мусульман" и исламистов, полагает автор. Роковой ошибкой для него стало навязывание стране вызвавшей недовольство Конституции осенью 2012 года. Вдобавок он допустил ряд просчетов в экономике. Увеличив фонд заработной платы, чтобы успокоить народные массы, президент Мурси не сумел привлечь в страну иностранных инвесторов и туристов.
Последней каплей стала попытка Мурси заключить сделку с "дьяволом". В середине июня он присутствовал на собрании радикальных исламистов, где призвал к джихаду в Сирии, что вызвало резкое недовольство военных, заключает Минуи.
Штаб Мурси назвал его отстранение "настоящим военным переворотом" - эту точку зрения не разделяет египетский посол в США Мохаммед Тауфик, у которого корреспондент Foreign Policy Айзек Стоун Фиш взял эксклюзивное интервью.
"Не военные это начали, это было народное восстание", - заявил Тауфик. Египетский народ сделал свой выбор - более 10 миллионов человек вышли на улицы в главных городах страны. "Вместо того, чтобы подчиниться тому, чего хотел египетский народ, "Братья-мусульмане" решили мобилизовать некоторых своих сторонников и обострили ситуацию. Армии ничего не оставалось делать, кроме как вмешаться", - передает слова Тауфика корреспондент.
По мнению дипломата, "США не имеют абсолютно никакого отношения к решениям египетского народа". Он также высказал пожелание, чтобы Америка поддержала переход Египта к демократии.
На вопрос о том, "будет ли реальная власть у временно исполняющего обязанности президента и бывшего председателя Конституционного суда Адли Мансура или она будет принадлежать военным", Тауфик ответил, что у него "нет сомнений в том, что он будет обладать всеми полномочиями".
На вопрос журналиста, когда будет вновь введена в действие конституция, дипломат высказал предположение, что будет учреждена всеобъемлющая комиссия, которая будет работать над исправлением конституции, точного срока ее введения он не назвал.
Египетский посол отметил, что не видит причины, по которой происходящие в стране события должны каким-то образом затронуть интересы Израиля. Относительно Сирии он заявил: "Мы хотим мира в Сирии, ее перехода к демократии и чтобы Сирия оставалась единой. Мы бы также хотели, чтобы сирийский народ наслаждался волной демократии, которая сейчас охватила весь регион".
Иного мнения относительно происходящего в Египте придерживаются в Израиле. "Израиль опасается, что Египет, как и Сирия, может погрузиться в хаос" - утверждает в заголовке Петер Мюнх на страницах немецкого издания Sueddeutsche Zeitung.
"Новости из Каира, что бывает крайне редко, вытеснили из заголовков местных газет все внутриполитические материалы. Обозреватели и военные эксперты не скупятся на комментарии, в которых говорится о том, как можно было бы нормализовать ситуацию, а израильское правительство молчит и всеми способами избегает вмешательства во внутренние дела Египта", - пишет издание.
Все дело в том, поясняет автор, что в этот раз для Израиля на карте стоит многое. Уже свержение Хосни Мубарака и приход к власти "Братьев-мусульман" воспринимался в качестве небывалой угрозы. Теперь же в Израиле появляются опасения, что "Египет может стать так называемым "несостоятельным государством".
Во что может превратиться такая "черная дыра" на геополитической карте, видно не только на примере Сирии, но и на Синайском полуострове, подытоживает автор. Так, из-за того, что государственная власть потеряла контроль над регионом, там уже обосновались радикалы, совершившие ряд терактов в отношении Израиля.
"Теперь, когда армия взяла контроль в Египте, ее главная задача в том, чтобы отказаться от него" - полагает редакция The Times.
Вновь взяв власть в свои руки после двухлетней паузы, "армия берет на себя ответственность за безопасность Египта, а также за судьбу египетской демократии и неизбежную ответную реакцию десятков миллионов исламистов, которых представляет Мурси", пишет издание.
"Дорожная карта" переходного периода призывает к новой конституции, что дает надежду всему миру, опасавшемуся, что Египет может скатиться к военной диктатуре. Новые парламентские и президентские выборы должны последовать в начале следующего года при переходном правительстве технократов и гражданских служащих, но не генералов.
"Демократия должна стать исходом событий. В противном случае это было бы предательством "арабской весны", - заключает издание.
Между тем политические события последних дней в Египте омрачены ростом насилия и криминальной активности в Каире. "За несколько дней на площади Тахрир в Каире было совершено почти сто актов сексуального насилия против женщин, - пишет Элеонора Вио в La Repubblica. - На женщин нападают с ножами, палками, цепями, стульями. Их раздевают и очень часто насилуют".
"Несмотря на то, что делаются попытки не рассматривать эти изнасилования как политические акции, многие активисты на площади, не колеблясь, указывают на "Братьев-мусульман", стремящихся скомпрометировать демократические и мирные революционные послания манифестантов. В эти дни правозащитные организации призывают женщин не выходить на площади. "Есть люди, которым заплатили за то, чтобы нападать на женщин и разрушать имидж протестов". Human Rights Watch обратилась вчера к египетским властям с требованием принять срочные меры против высокого уровня насилия", - отмечает издание.