ВАШИНГТОН, 8 июл — РИА Новости, Петр Мартынычев. Южнокорейский Boeing 777, разбившийся в субботу в аэропорту Сан-Франциско, слишком медленно заходил на посадку, а через полторы секунды после решения экипажа уходить на второй круг хвост самолета задел землю — такие выводы сделали авиационные власти на основе анализа данных черных ящиков. Кроме того, в воскресенье появилась информация, что первый пилот лайнера, несмотря на большой опыт в целом, налетал на таком Boeing всего 43 часа и первый раз сажал самолет в Сан-Франциско.
Самолет южнокорейской авиакомпании Asiana Airlines (рейс 214), летевший из Сеула, разбился при посадке в субботу, на борту было 307 человек — 291 пассажир и 16 членов экипажа. Погибли две китайские студентки, более 180 человек пострадали. Большинство пассажиров покинули самолет на земле при возникновении пожара.
Бортовые самописцы разбившегося лайнера доставлены для изучения в лабораторию в Вашингтоне, сообщил Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB) США. Приборы записали весь полет и практически не получили повреждений, качество записи хорошее. Участники расследования рассчитывают после расшифровки черных ящиков понять, почему один из самых надежных пассажирских самолетов в мире разбился при посадке в почти идеальных погодных условиях.
Boeing 777 имеет репутацию одного из самых надежных в мире самолетов — за годы эксплуатации с ним произошло всего несколько происшествий, которые обходились без жертв.
Как развивались события
На данный момент установлено, что Boeing заходил на посадку на значительно меньшей скорости, чем положено.
«Заданная скорость для захода на посадку была 137 узлов (250 километров в час). Заход осуществлялся в обычном порядке, во время снижения они не обсуждали какие-либо сбои, не выражали обеспокоенность. Примерно за семь секунд до удара один из членов экипажа призвал увеличить скорость. За четыре секунды сработала сигнализация предупреждения о сваливании. И за полторы секунды до удара прозвучал призыв уходить на второй круг», — сказала журналистам председатель совета по безопасности на транспорте Дебора Херсман.
По ее словам, эти данные получены при расшифровке речевого самописца. Второй прибор, регистрирующий параметры полета, свидетельствует о том, что фактическая скорость Boeing 777 была значительно ниже заданной.
«Обороты были увеличены за несколько секунд до столкновения с землей, двигатели сработали как положено», — сказала Херсман.
Аудиозапись переговоров
Телеканал NBC выдал в эфир аудиозапись разговора пилота разбившегося самолета с диспетчером, состоявшегося уже после неудачного приземления. До посадки никаких тревожных сигналов с борта не поступало.
«У нас проблемы», — говорит на записи пилот Boeing.
«Двести четырнадцатый тяжелый, экстренные службы выехали на место. Экстренные службы выехали на место», — отвечают с диспетчерской вышки.
«Хорошо, я не могу», — отвечает пилот, и связь становится неразборчивой.
После этого в эфире звучат предупреждения о том, что аэропорт закрыт.
Примерно через минуту диспетчеры вновь уведомляют не отвечающий экипаж южнокорейского самолета, что спасатели и пожарные подъезжают к месту происшествия.
Опыт пилотов
Первоначальные сообщения авиакомпании Asiana Airlines свидетельствовали о том, что пилоты имеют очень большой налет — более 10 тысяч часов. Однако в воскресенье ряд СМИ привели детали: пилот Ли Кан Гук, который сидел в капитанском кресле во время злополучного рейса 214, именно на Boeing 777 налетал всего 43 часа. Более того, он первый раз сажал самолет в аэропорту Сан-Франциско, сообщил телеканал Fox News.
Пилота уже опросили следователи, в ближайшее время с ним намерены пообщаться представители авиационных властей. Также планируется опросить второго пилота южнокорейского самолета — Ли Чон Мина.
Общий налет Ли Кан Гука составляет около 10 тысяч часов, в том числе на Boeing 747 — еще более крупном и тяжелом, чем «три семерки».
Ли Чон Мин налетал в общей сложности более 12 тысяч часов, в том числе 3,2 тысячи на Boeing 777. По данным авиакомпании, он помогал коллеге при посадке.
Жертвы и пострадавшие
Одна из двух погибших, возможно, стала жертвой не авиа-, а автокатастрофы. У спасателей появились подозрения, что девушку переехала прибывшая на место инцидента машина скорой помощи.
Вскрытие будет завершено к понедельнику, по его результатам будет установлено, наступила ли смерть в результате травм, полученных при крушении самолета, или после вторичного инцидента.
Более 70 пострадавших выписаны из больниц на вторые сутки после ЧП. Однако по меньшей мере шесть человек остаются в критическом состоянии. У многих пострадавших переломы позвоночника, их лечение и восстановление займет длительное время, отмечают врачи.
Оборудование аэропорта
Еще одним фактором, который изучает следствие, стало отключение в аэропорту автоматизированной системы захода на посадку Glide Path. Она в режиме реального времени передает пилотам координаты во время приземления.
Однако, по данным федерального управления гражданской авиации США, система была с 1 июня отключена планово, на летние месяцы.
Как заявляют эксперты, Glide Path не обязательна для посадки современного самолета в хороших погодных условиях.
«Система создана для применения ночью или в плохую погоду, например в туман. Но это не то, что требуется в ясный день, как вчера», — сказал телеканалу NBC эксперт по авиационной безопасности, пилот Барри Шифф.
По его словам, у пилота было достаточно приборов и устройств, чтобы заметить, что он заходит на посадку неправильно.
«Почему он не осознал? Это большая загадка», — сказал эксперт.