Пилотный проект биометрических паспортов в Израиле наконец стартовал, но споры по его поводу не прекратились. Аргументы порой больше говорят не о сути вопроса, а о самих спорящих – об их фобиях и амбициях. Многие толком не знают, за что или против чего ломают копья.
Биометрические документы, содержащие в зашифрованном виде биологические параметры своего владельца, стали актуальны после атаки на Международный торговый центр в Нью-Йорке 11 сентября 2001. По настоянию американцев в 2002 году 188 стран подписали Новоорлеанское соглашение о биометрических паспортах и визах нового поколения. Правительство США с 2006 года разрешает безвизовый въезд в страну только по биометрическим паспортам.
Израиль уже много лет добивается безвизового режима с США. Последним препятствием стало отсутствие у израильских граждан биометрических загранпаспортов. Если пилотная версия будет иметь успех, то в течение нескольких лет всем израильтянам придется обменять свои загранпаспорта и «теудат зеуты». В их чипах, помимо личных данных, будут зашифрованы отпечатки двух пальцев. Эта же информация будет собрана в единой централизованной базе.
Такие документы, как утверждают специалисты, гораздо труднее подделать. Кроме того, наличие общей базы позволит гражданам страны получать различные госуслуги через интернет. Другое преимущество биометрической базы – контроль над преступностью и терроризмом. Согласно новым правилам, полиция может воспользоваться биометрическими данными для идентификации личности человека.
Именно перспектива тотального контроля над населением стала главным предметом дискуссии вокруг биометрических документов. Их противники призывают не допустить нарушения личного пространства и вмешательства в жизнь людей; сторонники считают, что вопросы безопасности выше тайны личной жизни. Страсти накалились после скандала с бывшим сотрудником ЦРУ Эдвардом Сноуденом, который рассказал всему миру о слежке американских спецслужб за своими гражданами.
К тому же еще в 2008 году было доказано, что подделать биометрический паспорт можно. Это сделал голландский учёный Йерун ван Бек, изготовив фальшивые паспорта с фотографиями Усамы бен Ладена и палестинской террористки-смертницы Хибы Дарагме. Программа проверки паспортов в международных аэропортах признала их настоящими. Сейчас разрабатывается международная программа по распознанию биометрических подделок, но она пока несовершенна.
Особые возражения вызывает централизованное хранение информации. На сегодняшний день базы биометрических данных существуют только в странах третьего мира. Например, новое правительство Великобритании вынуждено было ликвидировать подобную базу под давлением общественности. Главная опасность – похищение информации и ее попадание «не в те руки». Но и сам биометрический документ не защищен - с помощью специального прибора можно на расстоянии считать с него все данные, что создает обширное поле деятельности для мошенников и террористов.
Впрочем, утечкой информации в современном мире никого не удивишь; в Израиле они случались задолго до создания биометрической базы. Несколько лет назад сотрудник министерства труда и социального обеспечения похитил персональные данные более 9 миллионов израильтян и продал их программисту, который выложил их в интернете. Личная информация о каждом из нас хранится в МВД, больничных кассах, Институте национального страхования (Битуах Леуми). На это указывают сторонники биометрических паспортов, которые не видят ничего страшного в появлении еще одной базы. Многих задевает процедура снятия отпечатков пальцев, но ее все равно вынуждены проходить те, кто въезжает в США. К тому же отпечатки пальцев ничего не говорят о самом человеке – его мыслях, настроениях, симпатиях, поэтому вряд ли можно считать их сбор и хранение вмешательством «Большого брата» в частную жизнь.
Настораживает одно: как утверждают инициаторы проекта, через несколько лет те, кто откажется получать биометрические паспорта, останутся вовсе без документов. Такой практики нет нигде в мире. Даже в Европе немало людей сохранили старые, «бумажные» версии паспортов. Но в большинстве западных стран не существует обязательного удостоверения личности, подобного израильскому, и соответственно, нет необходимости получать его биометрический вариант. Если проект будет окончательно утвержден, израильтян действительно пересчитают поголовно, причем в принудительном порядке.
В целом биометрические документы несут в себе тот же набор недостатков и преимуществ, что и все технологические новинки. Но вряд ли имеет смысл спорить с прогрессом. Человечество научится жить с биометрическими чипами, как оно научилось жить с интернетом и мобильной связью.