Газета "Наш Мир" br>
Работая в Колумбийском университете, Энди Яп (Andy J. Yap) провел простой эксперимент. Проведя манипуляции со своими подопытными и внушив им ощущение власти или бессилия (в лабораториях психологи всевластны), Яп попросил их назвать рост и вес других людей, которых они видели лично и на фотографии.
«Когда люди ощущают себя сильными и властными, или бессильными и безвластными, это влияет на их представления о других», - сказал Яп, занимающийся в настоящее время научными исследованиями в Массачусетском технологическом институте. Согласно его точке зрения, мы судим о силе и власти других людей, исходя из собственной силы и власти. Когда мы чувствуем себя сильными, другие кажутся нам более слабыми. И в наших умах бессилие и ничтожность часто идут рука об руку.
Действительно, главные управляющие компаний обычно выше среднего роста. Согласно некоторым оценкам, за каждый дюйм выше среднего роста человек получает в год на 789 долларов больше. Естественно, во время эксперимента сильные люди считали, что другие короче, чем они есть на самом деле.
Выводы Япа подтверждают то, что мы знали всегда: к власти привыкаешь, и она ударяет в голову. Десятилетние исследования взаимоотношений между властью и поведением показывают, что существует несколько предсказуемых способов реагирования людей на власть, которые можно охарактеризовать просто как возможность влиять на других. Если в государстве и в мире за власть приходится расплачиваться невероятной ценой, то в лаборатории все оказалось неожиданно просто. Просьба к человеку вспомнить то время, когда он ощущал свою власть, может привести его в соответствующее психическое состояние. Есть имеющая весьма меткое название «игра в диктатора», в которой участник получает власть, когда ему предоставляют полномочия по выдаче вознаграждения другому участнику.
Ученые даже выяснили, что человек может ощутить свою власть, просто приняв соответствующую доминирующую и экспансивную позу. Например, как это делают спортсмены: руки вытянуты вперед, спина горделиво выпрямлена. Известно, что даже слепые атлеты, одержав победу, принимают такую же позу. Никто их этому не учил, и они нигде этого не видели. В этом есть нечто принципиальное и фундаментальное.
Власть не развращает, она освобождает, говорит исследователь и преподаватель менеджмента из Нью-Йоркского университета Джо Мейджи (Joe Magee). «Что делает власть, так это высвобождает твое истинное «я», которое выходит наружу, - отмечает он. – Многие из нас живут в рамках общественных норм; мы работаем в коллективах, которые оказывают на нас самое разное давление, заставляя приспосабливаться. А когда ты получаешь власть, ты можешь быть самим собой».
Это проявляется по-разному. Во-первых, считается, что человек во власти реже принимает во внимание мнения и оценки других людей. В ходе одного эксперимента одним участникам внушили ощущение власти и влияния, а другим нет. Затем и тех, и других попросили написать букву «е» у себя на лбу. Букву эту можно написать по-разному: чтобы она была обращена к тебе или к другим. В данном случае ощущавшие власть люди в два-три раза чаще писали букву «е» обращенной к себе, а не к окружающим. То есть, они писали букву так, чтобы прочесть ее самим, не думая о других.
Власть дает ее держателю много преимуществ. Властные люди с большей вероятностью пойдут на решительные действия. Один простой эксперимент показал, что люди, ощущавшие свою власть, чаще отключали раздражавший их своим гудением вентилятор в комнате. Власть снижает боязнь ограничений и заставляет людей действовать быстрее. Властные люди обычно мыслят более абстрактно, отдавая предпочтение не мелким обстоятельствам, а общей картине. Они также реже вспоминают про препятствия, стоящие на пути к достижению цели. Они не придают большого значения рискам, и у них повышенный уровень тестостерона (гормон доминирования) и пониженный – кортизола (гормон стресса).
«Люди, которым в лаборатории предоставляют больше власти, видят больше вариантов выбора, - говори Мейджи. – Они заглядывают за грань того, что там объективно присутствует, за имеющийся у них выбор. Они видят больше направлений действий, которые можно предпринять. Это означает наличие силы, освобождающей от боязни наказания за сделанные дела и совершенные поступки». А это прокладывает путь к другой отличительной черте власть имущих – к лицемерию. Эта штука заложена в нас глубоко. В ходе одного исследования более властные участники указывали на то, что они нетерпимее относятся к обману, чем менее властные. Но обретя возможность обмануть и получить большее вознаграждение за эксперимент, эти люди поддавались искушению. Автор исследования объясняют, как такие тенденции могут увековечить структуры власти в обществе:
Это значит, что власть имущие не только берут то, что хотят, поскольку могут делать это безнаказанно, но и из-за того, что они интуитивно чувствуют свое право на такой поступок. И наоборот, не обладающие властью люди не получают то, в чем нуждаются, не только потому что им это не разрешено, но и потому что они интуитивно ощущают, что не имеют на это права.
А где есть лицемерие, там часто появляется измена. Истории о супружеской неверности политиков очень заметны и поэтому бросаются в глаза – достаточно вспомнить о губернаторе Марке Сэнфорде (Mark Sanford), который полетел в Южную Америку на отдых с любовницей, а помощникам сказал, что идет в пеший поход в Аппалачские горы. Или о тайном сыне Арнольда Шварценеггера. Есть данные, говорящие о том, что у власть имущих больше шансов попасть в какую-нибудь историю. В ходе опроса 1500 специалистов-профессионалов люди более высокопоставленные в корпоративной иерархии чаще говорили о том, что они задумывались об обмане партнеров (это относится и к мужчинам, и к женщинам). Нечестность и власть идут рука об руку. В ходе своего недавнего исследования Яп выяснил, что если человек встанет в горделивую и доминирующую позу, есть больше шансов на то, что он за свою работу потребует больше денег, чему ему положено. (А если он простоит в такой позе пару минут, у него повысится уровень тестостерона, а кортизол понизится. Так что, если хотите ощутить власть, примите важную позу.)
Хотя нельзя сказать, что люди во власти плохие. «Есть такая тенденция: многие полагают, что человек, находящийся у власти, безразличен, холоден, не заботится о маленьких людях, - говорит исследователь Памела Смит (Pamela Smith), работающая в Калифорнийском университете Сан-Диего. – Но если провести эксперимент и привлечь к нему человека, занимающего высокое положение, то обнаружится следующее. Люди, говорящие о том, что им дороги общественные ценности, по мере увеличения своих властных полномочий все больше думают и заботятся о таких ценностях. Люди, больше говорящие о своих эгоистичных ценностях, проявляют больше эгоизма по мере обретения новых властных полномочий».
Так что же делать с этой информацией тем из нас, у кого больше всех власти? Исследователи, с которыми я беседовал, полагают, что как минимум это повысит их самосознание. Если мы, придя к власти, будем понимать, что она может сделать с нашим разумом, мы, наверное, сможем скорректировать свое поведение. Наверное.
|