Дело Сноудена началось невинно и романтично, но теперь каждое государство вынуждено занять определенную позицию, пишут СМИ. История с самолетом президента Боливии показала американцам полную лояльность Европы. Китай отвлек внимание от собственных хакеров, Италия на волне популярности Сноудена пополняет ряды секретных агентов, и только Россия не выиграла ничего, сетует российский эксперт: скорее бы "разоблачителя" где-нибудь приютили.
Судьба Эдварда Сноудена превратилась в дипломатическую игру, в которой пересекаются важные стратегические интересы нескольких стран, пишет обозреватель El Pais Антонио Каньо. Дело Сноудена началось невинно и романтично, но теперь "правительство каждой страны обязано занять определенную позицию, даже если того не желает". История с самолетом президента Боливии продемонстрировала: вопреки заявлениям для массового слушателя, европейские союзники США знают, как поступить, если обстоятельства требуют однозначно проявить преданность.
"Дело Сноудена отражает мир, каков он есть, без риторики международных конференций. Одна из реалий - трения между США и Россией", - говорится в статье.
Правда, Путин выдвинул условия предоставления политического убежища, которые не устроили Сноудена, но он сознает: пребывание Сноудена в Москве - это козырь, которым можно привлечь внимание или завоевать влияние. Появление Венесуэлы на сцене дает Путину эту возможность. Россия укрепляет отношения с этой страной "под личным руководством Игоря Сечина", говорится в статье, и, если Сноуден переедет в Каракас, Россия укрепит свою роль "неизбежного партнера Венесуэлы".
Дело Сноудена - шанс трезво оценить американо-российские отношения, а заодно проанализировать их любопытные аспекты, пишет в статье для Foreign Policy Дмитрий Тренин, директор Carnegie Moscow Center.
Россия не выдала Сноудена США, но и не предоставила ему убежище. Отношения еще более испортились, но Россия показала, что она одна из немногих стран мира, которые готовы дать отпор Америке, пишет Тренин. При этом Путин не желает, чтобы Россия стала "платформой для величайшего на сегодняшний день недруга США", тем более накануне визита Обамы в Москву. Беда в том, что долгое время никто не соглашался принять Сноудена.
На взгляд Тренина, от дела Сноудена больше всего выиграл Китай: обвинения в хакерстве отошли на второй план, и не исключено, что Пекин смог заглянуть в пресловутые лэптопы Сноудена с секретными материалами. Китайская пропаганда и разведка извлекли большую пользу. Россия, наоборот, не выиграла ничего. Теперь ей важно, чтобы Сноудена поскорее приняли Венесуэла или Никарагуа.
Относительно перспективы американо-российских отношений автор заявляет: "Повторная перезагрузка" не сработает. Нужно новое программное обеспечение".
На страницах Die Zeit Анна Лалетина замечает, что интерес россиян к Эдварду Сноудену, рассказавшему о широкомасштабной слежке американских спецслужб, серьезно возрос только тогда, когда он застрял в Москве. До этого новость о скандале не касалась России, к тому же россияне "с советских времен привыкли к вторжению в их приватную сферу, к просмотру писем и прослушке телефонов".
Пребывание Сноудена в транзитной зоне аэропорта Шереметьево породило массу всевозможных слухов и теорий, вплоть до того, что он задержан или даже убит, журналисты и блоггеры не переставали спорить, полезен ли Сноуден для российских спецслужб. При этом всем комментариям был присущ антиамериканизм, подчеркивает журналистка. "Нахождение Сноудена в России злит США, потому это хорошо", - поясняет она подобную точку зрения.
Многие российские политики, говорится далее, также увидели в Сноудене героя и борца за права человека. Единоросс Алексей Сидякин даже предложил выдвинуть этого "величайшего пацифиста" на Нобелевскую премию мира. Правда, российские СМИ не воспринимают подобные высказывания всерьез, замечает журналистка.
Вчера агентство AP сообщило: некий "депутат, близкий к Кремлю" написал в "Твиттере", что Сноуден принял предложение Венесуэлы о политическом убежище, повествует обозреватель New Republic Юлия Иоффе. Но затем запись исчезла из "Твиттера", а депутат написал в свое оправдание, что почерпнул информацию из новостей российского канала "Вести-24".
Иоффе замечает: "Этот депутат - Алексей Пушков, один из очаровательно-желчных людей в созвездии серых фигур российского парламента". По ее словам, он также отлично владеет "искусством, характерным для России XX века, - оборотничеством для адаптации к эпохам и извлечения из них выгоды". Он был спичрайтером Горбачева, в 1990-х работал журналистом, а ныне - "один из самых верных внешнеполитических ястребов Путина", по выражению Иоффе.
Журналистам не удалось отыскать сообщение, на которое ссылался Пушков, продолжает журналистка, приводя и собственные данные.
Значит, ничего не изменилось: Сноуден все еще в Шереметьево, "Википедия" и "Твиттер" - не очень надежные источники информации, а Пушков так и останется - "мелкий злыдень", как пишет Иоффе.
Опираясь на документы, предоставленные Сноуденом, бразильская газета O Globo утверждает, что США собирали метаданные о телефонных звонках и электронной почте в некоторых странах Латинской Америки, включая таких союзников в регионе, как Бразилия, Колумбия и Мексика, пишет The Washington Post.
Публикация в O Globo задела за живое Бразилию и ряд других латиноамериканских государств, напомнив о том, что в прошлом США поддерживали диктаторов, печально известных слежкой за лидерами оппозиции. "Мы против подобного вмешательства не только в Бразилии, но и в любом другом государстве", - заявила президент Бразилии Дилма Русеф, добавив, что все обвинения должны быть беспристрастно расследованы.
Отмечается настоящий бум поступления заявок в систему безопасности Италии, пишет Катерина Пазолини в газете La Repubblica, называя это "эффектом Сноудена". Каждый день до 200 новоиспеченных обладателей дипломов о высшем образовании принимают решение изменить свою жизнь и отправляют резюме на правительственный сайт. "Будущие 007 made in Italy", - называет их журналистка.
Секретные службы ищут кандидатов на новом сайте www.sicurezzanazionale.gov.it. Среди первых 2 тыс. - 1740 юношей и 165 девушек, из них - 978 специалистов IT, 404 экономических аналитика и 523 аналитика по энергетическим проблемам. "Уникальные способности в любой области могут оказаться полезными для разведки, от знания редких языков до умения читать данные, полученные со спутника, от криптографа до биолога и химика, все могут проявить себя", - говорится на указанном сайте. Будут отобраны всего несколько десятков аспирантов, они будут получать хорошее жалование, но им придется научиться обманывать. Никто не должен знать, что специалист-компьютерщик, очкарик-экономист или ученый-"ботаник" в действительности являются секретными агентами, что муж - зануда и неисправимый домосед - или невеста, витающая в облаках, работают на безопасность страны", - говорится в статье.