Одни тайно радуются перевороту в Египте, другие об этом дерзко заявляют. Башар Асад – идеальный пример вторых. Сразу после переворота, не скрывая своей радости, он высказался о том, что политическим исламистам приходит конец, их сторонники должны извлечь соответствующий урок и прекратить их поддерживать.
Не останавливаясь на этом и коварно пользуясь обстановкой переворота, Асад стремится достичь своих военных целей, следуя незамысловатой логике: «в таком случае мне удастся избежать активного противодействия; пока все заняты Египтом, никто мне не помешает». В этой связи сирийский лидер старается нанести окончательный удар по Хомсу, который в течение десяти дней находится под обстрелом правительственных войск. Судя по телетрансляциям, Асад без проведения различий продолжает обстреливать районы проживания гражданского населения и занятые оппозицией участки, используя тяжелую артиллерию, минометы и танки. Таким образом, на этот раз в Хомсе он стремится повторить то же, что было сделано в прошлом месяце при захвате Эль-Кусейра с помощью «Хезболлы».
Расположенный в 140 км к северу от Дамаска Хомс и его окрестности – безусловно, чрезвычайно стратегически важная территория. Город связывает столицу, нусайритский регион на побережье Средиземного моря и находящиеся здесь военные базы. В то же время Хомс обеспечивает стратегическую коммуникацию между Дамаском, Средиземным морем и ливанской «Хезболлой». С этой точки зрения речь идет о городе, контроль над которым жизненно важен для Асада. И, поэтому, осознавая, что египетский переворот – удобный случай, Асад старается как можно скорее занять эти территории.
При всем этом он прекрасно осознает, что никто не будет пытаться его остановить, и возникающая с переворотом конъюнктура только облегчит эти задачи. Так, ни один лидер и ни одно государство сегодня не говорит о Хомсе, происходящих здесь событиях и гуманитарной драме, которая последует за ними. Иными словами, переворот в Египте, похоже, заставил забыть события в Сирии и тиранию Асада.
Между тем вооруженные силы оппозиции делают все возможное в Хомсе, пытаясь противостоять могущественной огневой мощи и атакам режима с помощью имеющегося у них легкого оружия и ограниченных военных возможностей. В то же время они с нетерпением ждут военную помощь от своих сторонников и верят, что она изменит сложившиеся силовые балансы.
Однако, несмотря на все обещания, желаемая позитивная динамика в этом вопросе отсутствует. Все еще нет обещанных Саудовской Аравией зенитных и противотанковых вооружений. Как отмечает вновь избранный глава оппозиционной национальной коалиции Ахмад Джарба, пока военные позиции повстанцев не будут усилены, оппозиция не примет участия в женевской конференции. Из этого следует, что фланг оппозиции желает изменения силовых балансов, и справедливо полагает, что до этого момента переговоры ни к чему не приведут.
Ситуация в Каире
С другой стороны, заметно, что в аппарате Обамы, который в прошлом месяце заявил о намерении оказывать военную помощь оппозиции, все еще сохраняются колебания и даже нежелание. В эти дни появляется информация о том, что как члены комитетов Палаты представителей, так и Сената США по разведке при обсуждении вопроса о помощи оппозиции в Конгрессе выражают беспокойство и протест, допуская вероятность нежелательного попадания вооружений в руки радикальных кругов.
В сущности, если администрация Обамы посчитает нужным, то, опираясь на существующие полномочия и не принимая во внимание эти протесты, она может открыть путь для поставок военной помощи. Однако она избегает этого, будучи нацеленной на оказание поддержки только путем достижения согласия с данными комитетами. Несомненно, такой подход ведет к затягиванию решения данного вопроса. Так, возникает впечатление, что помощь Америки в краткосрочной перспективе не представляется возможной. К тому же, по всей видимости, ЕС также не намерен оказывать такую помощь. В этих условиях, наиболее вероятной остается возможность получения оппозицией поддержки от Саудовской Аравии.
Эта ситуация, когда многие обещания остаются словами, не может не воодушевлять Асада, вселять в него уверенность, предоставляя ему и его режиму практически полную свободу в действиях. С другой стороны, конечно, Асаду продолжают помогать его сторонники. Таким образом, увы, для Асада и его режима переворот в Египте – это нежданная прекрасная возможность для того, чтобы подавить, ослабить, вывести из строя фронт оппозиции.