Правоохранительным органам Сирии приходится всё чаще привлекать к работе переводчиков с французского, туркменского, украинского и русского языков.
Сокамерники и конвоиры называют его просто русским. Последние 8 лет сириец Яхья Аль-Хатыб проживал в Новороссийске. Там у него была крупная фирма по поставкам в Сирию автомобилей КамАЗ, русская жена Вера Тимошенко и трое детей. Вспоминая о них, мужчина плачет, но, рассказывая о своей войне в Сирии, вновь становится хладнокровным.
В Новороссийске Аль-Хатыба сначала просили о крупных денежных переводах сирийским боевикам - речь шла о сотнях тысяч долларов. А после предложили вернуться в пылающие огнем пригороды Дамаска и заняться перевозкой боеприпасов. Миллионер Яхья стал командиром одной из банд - после победы ему пообещали то, о чем он прежде мог только мечтать, - стать министром.
Яхье было нетрудно найти общий язык с подчиненными. Основная масса боевиков - выходцы из стран арабского мира и республик бывшего Советского Союза. Есть даже отряд имени Джохара Дудаева. На очередном видеоотчете о зверствах боевиков, где противникам отрезают головы, слышна русская речь с характерным акцентом.
Требуются сотрудники со знанием иностранных языков. В одном из следственных изоляторов сирийских спецслужб уже больше года привлекаются к работе переводчики с английского, французского, туркменского, киргизского, таджикского, украинского и даже русского языка. Сирийский конфликт уже давным-давно стал конфликтом интернациональным.
Среди боевиков американцы, бельгийцы, финны и даже швейцарцы. Спящие ячейки моджахедов есть по всему миру. Многие еще только ждут команды эмира идти на джихад.
"Многие воюют только за деньги, причем небольшие деньги! Завтра они с легкостью перебросятся в любую другую страну. Большая часть - люди с промытыми мозгами. Их на идеях радикального ислама готовят специалисты "Аль-Каиды". Человек настолько силен в своей вере, что идет с автоматом на танк! Ведь ему внушили, что уже в 4 часа дня в раю его ждет обед с пророком, а после - купание с наложницами", - объясняет военный аналитик Мудар Хейрбек.
В соседних камерах - группа туркменов с неполным средним образованием и яростным желанием вести священную войну против неверных. После Сирии завоеватели планировали идти на запад.
"Возможный следующий этап джихада - Россия. Там тоже не любят и притесняют мусульман. Об этом нам говорит эмир, значит, так и будет", - говорит Ватер Ачилович.
Плененных наемников сейчас ждет смертная казнь. Яхья Аль-Хатыб активно сотрудничает с ненавистным прежде режимом, надеясь попасть под амнистию и получить просто пожизненное заключение. Допросы проходят едва ли не каждый день - следователи планируют передать часть материалов дела своим российским коллегам. В том же Новороссийске за бизнесом несостоявшегося шахида сейчас присматривают братья и земляки, о религиозных и политических убеждениях и планах которых пока не знает никто.