15-17 июля Александр Лукашенко совершит официальный визит в КНР. Можно не сомневаться, что будет сказано множество громких слов о «братской дружбе» и «стратегическом партнерстве».
Определенные плюсы в таком сотрудничестве, вероятно, имеются. Однако одновременно оно несет в себе и очевидные угрозы.
Выбор крупных партнеров у Минска невелик
Постоянно декларируемая приверженность развитию связей с КНР возникла у белорусского лидера, скорее всего, в начале девяностых годов прошлого столетия, когда он рядовым депутатом впервые посетил Китай в составе правительственной делегации во главе с тогдашним премьер-министром Беларуси Вячеславом Кебичем.
Возможно, Александру Лукашенко с его ностальгией по СССР импонировало то, что пример успешного развития показывает именно коммунистическая страна.
С тех пор состоялось немало взаимных визитов на самом высоком уровне. Вот и сейчас, согласно официальной информации, запланированы встречи практически со всеми лидерами страны: председателем КНР Си Цзиньпином, премьером Государственного совета Ли Кэцяном, председателем Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Юй Чжэншэном. Готовится подписание совместной декларации и более 20 других документов.
Надо признать, что выбор белорусским руководством КНР в качестве важного союзника представляется вполне естественным со всех точек зрения. В условиях весьма прохладных отношений с Западом и постепенно усиливающегося давления России у Минска почти нет солидных партнеров для взаимодействия на внешнеполитической арене. После смены президентов, произошедшей в этом году в Венесуэле и Иране, Пекин, по сути, остался единственной такой альтернативой.
В сфере экономики расчет делается на колоссальные инвестиционные возможности Китая. Немаловажную роль играют также политические соображения, так как тамошний режим не предъявляет Минску претензий по части положения дел с правами человека.
Гладко лишь на словах
Если судить по заявлениям официальных лиц и победным реляциям государственных СМИ, то белорусско-китайское сотрудничество является чрезвычайно успешным. Однако на деле раз за разом получаются неувязки.
Показательной в этом плане выглядит история с национальным аэропортом, в реконструкцию которого китайцы пообещали вложить 600 млн. долларов. Увы, инвестиционный договор пришлось разорвать, так как китайская сторона необоснованно определила стоимость проекта в два раза больше оговоренной.
По оценкам экспертов BISS (Вильнюс), нарастают проблемы с китайским оборудованием. Оно поставляется по завышенным ценам, имеет невысокое качество и очень небольшой гарантийный срок.
Вообще, двусторонняя торговля характеризуется для Беларуси очень большим отрицательным сальдо, которое вдобавок постоянно растет. Так, в прошлом году белорусский экспорт в Китай сократился по сравнению с предыдущим годом на 200 млн. долларов. Импорт за тот же период, напротив, вырос примерно на такую же сумму. В итоге отрицательное сальдо увеличилось на 400 млн. долларов — почти до 2 миллиардов.
Есть сведения, что белорусская сторона начала настойчиво говорить о необходимости уменьшить эту диспропорцию. По-видимому, в свете этого появилось мнение, что в ходе нынешнего визита в Пекин гостей будут интересовать возможности сбыта скопившегося на складах неликвида.
Однако крайне маловероятно, что официальному Минску удастся в этом плане чего-либо достигнуть. Львиная доля белорусского экспорта всегда приходилась на калийныеудобрения, и нет оснований полагать, что китайцам сейчас вдруг в больших количествах понадобятся белорусские самосвалы или холодильники.
Наконец, есть масса серьезных вопросов по поводу создания в Смолевичском районе китайско-белорусского индустриального парка.
Существуют угрозы и более высокого порядка. Скажем, в последнее время мировые экономисты регулярно указывают на наличие в китайской экономике целого ряда проблем, вследствие чего ее рост может резко сократиться.
Речь, правда, идет о 2030 годе. Впрочем, как-то не очень похоже, чтобы нынешние белорусские власти считали этот срок для себя запредельным. К тому же в реальности негативные тенденции могут обозначиться значительно раньше.
В итоге те, кто сделал основную ставку на «нового мирового лидера», уже в относительно недалеком будущем вполне могут оказаться не в самом выгодном положении.
Другое дело, что когда говорится о «стратегическом партнерстве» со страной, товарооборот с которой составляет 4,3% от общего объема (для сравнения, с Россией — 48,4%), возникает ощущение некоторого преувеличения.
Более того, трудно не согласиться с заключением BISS, что в отношениях Минска и Пекина назревают серьезные проблемы. Скорее всего, именно их разрешению и будет посвящена предстоящая поездка.
Безусловно, информационного шума вокруг нее по традиции будет много, но вот в большойрезультативности уверенности нет.
Не исключено, что в конце концов окажется прав экономист Леонид Заико, который назвал увлечение белорусских властей сотрудничеством с КНР колоссальной ошибкой.