Cамый маленький стамбульский парк – Гези, занимающий около четырех гектаров, стал причиной недавних грандиозных волнений в крупнейшем городе Турции, перекинувшихся потом и на другие города. Предполагаемая реконструкция прилегающего к парку района, включая вырубку деревьев, стала поводом для политического протеста, который полиции удалось подавить. На прошлой неделе власти вновь открыли парк для публики, предупредив, однако, что не допустят повторения манифестаций. По некоторым данным, премьер Реджеп Эрдоган уже отдал распоряжение о продолжении вырубки деревьев в парке. Если Гези будет уничтожен, вместе с ним исчезнет напоминание о многих событиях истории Стамбула, давней и новейшей.
Парк Гези возник на месте древнего армянского кладбища, которое старожилы пышно называли «Вечное царство мертвых». Самые давние захоронения датировались XIV веком. В годы преследований и массового уничтожения армян в Османской империи могилы убрали, как говорится, с глаз долой. Часть захоронений перенесли на кладбище Пангалты, где хоронили представителей немусульманских общин. Другие могилы еще раньше были разграблены, а мраморные надгробия использовали при строительстве Больших артиллерийских казарм при султане Абдул-Хамиде I. Султан частенько приезжал сюда, чтобы полюбоваться изысканным зданием в мавританском стиле с резными башенками и узорами и понаблюдать, как на внутреннем дворе проводят перекличку его верные аскеры.
В результате пожара казармы сгорели, позднее ушла в небытие и сама Османская империя. Полуразрушенное здание облюбовала городская беднота – бомжи, наркоманы, мелкие воришки. Это отчасти послужило причиной сноса остатков здания в 1940 году. Пустующее место занял памятник преемнику Кемаля Ататюрка, второму президенту Турции Исмету Иненю, который простоял несколько лет, а потом, после его смерти, был без лишнего шума отправлен в хранилище. Якобы престарелый президент выглядел довольно глупо на резвом жеребце. Власти Турецкой Республики стремились к сближению с Европой. Поэтому уничтожали «уродливое наследие прошлого», к которому были причислены многие постройки османских времен. Реформаторы строили город будущего, новый, современный Стамбул. Был приглашен архитектор-француз, чьей задачей было придать Стамбулу «живописные, цивилизованные, европейские черты». Так появился план застройки города. Архитектор планировал разбить в центре города подобие Версальского парка, который простирался бы до самых берегов Босфора. На месте бывших казарм появился фонтан, поставили скамейки, высадили несколько сотен деревьев.
Впрочем, проект по озеленению города так и не был реализован до конца. Преобразования довольно быстро закончились. Окрестные территории застроили магазинами и отелями местные богатеи, а в 1969 году в центре площади Таксим выросло монументальное многоэтажное здание культурного центра имени Ататюрка, которое тогда многие считали чудом архитектурной мысли. Автор проекта, турецкий архитектор Табанлиоглу, получил образование в нацистской Германии и привез оттуда помпезные идеи тоталитарной архитектуры, почерпнутые им у Альберта Шпеера, любимого архитектора Гитлера. Многоэтажное здание, напоминающее дворец съездов эпохи социализма, должно было демонстрировать триумф турецкой культуры. Для полной наглядности власти согнали туда представителей всех жанров: под одной крышей оказались оперный и драматический театры, художественные студии и галереи. Оперная сцена была настолько велика, что, по словам Юрия Григоровича, который поставил там несколько спектаклей, могла одновременно вместить около 200 артистов балета.
Однако здание устарело, а после пожара его электромеханические системы пришли в негодность. В 2008 году власти закрыли культурный центр на ремонт, запретив туда вход журналистам. Что происходило внутри, никто толком не знал. Такая непрозрачность породила множество слухов. Говорили, что исламистское правительство Реджепа Эрдогана собирается построить на этом месте грандиозную мечеть. Конкурс на обновление фасада здания проходил в атмосфере полусекретности. В нем участвовали малоизвестные строительные компании, одна из которых, например, до этого прокладывала тротуары в городе Конья, в центральной Турции. К тому времени разгорелся скандал: исчезли десятки миллионов долларов, которые выделил для ремонта здания известный стамбульский холдинг. Правительство обещало закончить ремонт к 2010 году, когда Стамбул был объявлен культурной столицей Европы, однако этого не сделали до сих пор.
Вот компьютерная модель реконструкции площади Таксим и прилегающего района:
Тем временем был создан новый грандиозный проект по реконструкции центра. Правительство объявило о намерении создать в самом центре города, на площади Таксим, современную пешеходную зону по примеру московского Арбата и увести весь транспортный поток под землю. На месте парка Гези предполагалось построить копию бывших артиллерийских казарм, а также десятиэтажный жилой кондоминимум класса люкс, торговый центр с многочисленными кафе, ресторанами, книжным магазином и даже катком. В оппозиционной прессе проект получил название «Парк султана Эрдогана». Его автор Халил Онур заявил, что сожалеет о том, что деревья не вписались в новый план и будут вырублены. Это, как известно, и вызвало волну протестов.
Поначалу акции носили мирный характер. Демонстранты, в основном архитекторы, потребовали остановить вырубку деревьев. Их бесцеремонно разогнала полиция, применив водометы и слезоточивый газ. Это вызвало возмущение со стороны обычных граждан. На улицы городов вышли сотни тысяч людей. Пять человек погибли, сотни получили отравление слезоточивым газом, несколько тысяч были задержаны. Властям удалось разогнать протестующих, в Стамбуле было восстановлено движение транспорта и работа метро. Правительство заявило, что не намерено отказываться от планов реконструкции центра города.
Вот что написала одна из оппозиционных газет: «Символично, что мы платим за наше прошлое и за нашу историю. Парк Гези построен на месте старинного армянского кладбища. На этом месте то и дело происходят акции протеста, гибнут люди, льется кровь. В центре площади гниет заколоченный досками культурный центр, устаревшее здание фашистского стиля, гроб всего турецкого искусства. Саму площадь Таксим называют "красной", а после недавних протестов, захлестнувших страну, прилегающий к ней парк Гези – "кровавым"».