Почему среди ученых так много разногласий относительно начала рамадана? Точный ответ может дать математика
Сегодня первый день рамадана – месяца поста, молитв, щедрости и благотворительности. Или нет?
Ближний Восток начинает этот священный месяц одновременно, а вот Пакистан часто выбивается из общей колеи. Мусульманские меньшинства в Индии, Европе и Америке, не имея центральной религиозной власти, зачастую приходят в замешательство.
Проблема в том, что рамадан, как и все лунные месяцы, начинается в день после первого появления тоненького серебристого серпа народившейся луны, наблюдаемого в течение часа после захода солнца в соответствующий день. Орбита Луны идет вокруг Земли таким образом, что может пройти три дня, прежде чем этот полумесяц увидит весь мир, даже если на небе не будет туч и облаков. Но неужели это может представлять серьезную проблему в наш век расчетов на суперкомпьютерах и мгновенной связи?
Исключительно парадоксальным, а то и неловким кажется то обстоятельство, что мусульмане, которые целое тысячелетие шли впереди всего мира в каждой научной дисциплине, разработали сам научный метод и научили ему Запад, по-прежнему не могут разобраться в довольно простом вопросе науки и религии, каким является лунный календарь.
Тысячу лет тому назад персидский ученый и философ Аль-Бируни рассчитал окружность Земли с точностью до 99%. А еще раньше астрономы багдадского халифа впервые измерили наклон земной оси, определив, что он равен 23,5 градуса. Большинство крупных звезд на небосклоне до сих пор носят арабские названия, ибо мусульманская цивилизация взяла греко-римские созвездия и дала имена отдельным звездам, раздвигая пределы познаний древнего мира и передавая их миру современному. Великие работы Птолемея по астрономии, а Платона и Аристотеля по философии дошли до Европы в основном в виде переводов с арабского языка.
Существует много факторов, способствующих возникновению такой путаницы. Кроме религиозной и политической разобщенности, самой важной причиной является пропасть между наукой и шариатом, а также упрощенный и буквальный подход к шариату, характерный для многих религиозных дискуссий среди мусульман, в которых игнорируется блистательная теория «макасид аль-шариа», или высшие цели и дух священного исламского закона.
Мусульманские ученые и правоведы (шариата) должны понять дисциплины друг друга, и нам нужно больше людей, хорошо разбирающихся в обеих областях, как это было на протяжении веков. Например, богослов 14-го века Ибн Таймия был ведущим знатоком астрономии своего времени и безо всяких усилий обсуждал сложные технические термины из сферы этой науки, такие как солнцестояние, «дуга света», «дуга зрения», а также факторы, оказывающие влияние на видимость молодой луны, такие как угол между Луной и Солнцем, Луной и Землей, и даже влажность воздуха в атмосфере. И наряду с этим он обладал глубочайшими знаниями в традиционных исламских науках.
Подготовка к священному месяцу Рамадан в Афганистане
Этот великий ученый, творивший семь веков тому назад, сделал правильный вывод о том, что астрономическими расчетами нельзя заменить наблюдение за луной невооруженным глазом, потому что в его время никто не мог точно рассчитать появление молодой луны. Однако спустя 700 лет многие традиционалисты ошибочно и по устаревшей привычке цепляются за мнение этого великого авторитета и более ранних астрономов-правоведов, игнорируя при этом то обстоятельство, что наука с тех пор проделала огромное расстояние, и теперь мы можем с уверенностью и с большой точностью предсказывать появление молодой луны.
Эксперты по «макасид аль-шариа», или теории холистического предназначения исламского закона, согласны с тем, что расчеты можно использовать вместо наблюдений за луной невооруженным взглядом с целью подтверждения ее появления, и чтобы отвергнуть ложные заявления о ее появлении. Один ведущий исламский ученый Ахмад Шакир (Ahmad Shakir) говорил об этом еще в 1939 году. Правда, он настаивал на том, что началом нового лунного месяца должно быть противостояние планет (рождение луны), а не появление лунного серпа. В его время расчеты по появлению луны особой точностью не отличались. Исключительной точности в этом деле удалось добиться лишь в последние несколько десятилетий.
Современные специалисты по прогрессивному толкованию шариата согласны с тем, что расчетами видимости полумесяца теперь можно заменить наблюдение за молодой луной невооруженным глазом. Те, кто не согласны с таким подходом, к сожалению, застряли в своем буквальном понимании и толковании шариата и классических школ исламского права. Они ведут споры по отдельным текстам из Корана, из сборников хадисов и средневековых книг по исламскому закону, но при этом забывают об общей картине, о холистическом, или целостном рассмотрении предметов теории макасида, которые в свое время развивали такие великие ученые как Газали, Ибн Таймия и Шатиби.
Эту проблему можно проиллюстрировать наставлением Пророка (да будет благословенно его имя): «Начинай поститься, когда видишь молодую луну, и заканчивай поститься, когда видишь молодую луну». Оппоненты математических расчетов твердо придерживаются буквальной интерпретации этого учения, настаивая на визуальном наблюдении, даже когда во многих мусульманских странах официальные заявления о появлении Луны являются ошибочными, и когда расчеты дают нам намного более точный ответ. Они также забывают, что их доводы можно в равной степени применить к суре «Бакара-Корова» (сура 2, аят 187) о посте: «Ешьте и пейте, пока не станет различаться перед вами белая нитка и черная нитка на заре». Естественно, заря «станет различаться» перед нами при физическом наблюдении, а следовательно, можно говорить о том, что пользоваться математическими расчетами для определения времени намаза нельзя. Это поразительно, но люди часто круглый год молятся по часам и по расписанию, но наотрез отвергают расчеты дат рамадана.
Да, физическое наблюдение за рассветом, закатом, молодой луной и прочими астрономическими явлениями помогает нам соединяться со знаками Бога в природе. Но настаивать на этом для всех и каждого в современном мире нереалистично. Это не дает практических и разумных решений современному обществу, в котором главное место занимают часы и календари. Буквальное значение вышеупомянутого наставления Пророка сохраняет свое действие для людей, желающих оставаться как можно ближе к природным циклам, однако его толкование с точки зрения макасида в современном обществе, и особенно, что касается светской и религиозной власти, таково: «Основывайте ваш всемирный рассчитанный лунный календарь на появлении новой луны».
Привести шариат в соответствие с современностью и с наукой, применяя подлинные исламские принципы толкования, это настоятельная потребность нашего времени. Можно добиться огромного прогресса в таких вопросах как права человека, особенно права рабочих и женщин в мусульманском мире, и место веры и религии в современном обществе, если мы уйдем от буквальных толкований, в которых отсутствует понимание характера современного мира. Как символ ислама, лунный полумесяц, наверное, очень уместен в данный момент, ибо он внушает чувство хаоса и разобщенности. Остается только надеяться, что облака путаницы рассеются, и молодая луна снова станет символом не беспорядка и раздробленности, а просвещенного вклада ислама в жизнь человечества.