Исламский мир вынуждают к новой конфигурации. Проект «умеренного ислама» или будет пересмотрен в силу «новых внутренних процессов», или его место займет нечто другое. Мы наблюдаем начало деятельности по модификации существующих исламских структур и становимся очевидцами серьезной борьбы вокруг них.
Из чего это следует? Довольно очевидно! Из недавней операции, которая привлекла всеобщее внимание и обнаружила зависимость этих структур от локальных процессов и связь с партнерами проекта умеренного ислама.
В рамках возникшей ситуации на передний план выступают следующие мотивы: нынешние образования не справились с ожидаемой от них ролью и стали выходить из-под контроля; в новых условиях возникает необходимость более радикальных организаций и режимов.
Несомненно, основная цель – исламский мир с населением 1,7 миллиарда, динамизм, который он приобрел в последнее время, и его потенциал войти в качестве третьей силы в новый миропорядок. Следовательно, это предотвращение возможной «угрозы». Во-вторых, преследуются и другие задачи: взять под контроль эту динамичную структуру, обладающую способностью определять курс новой большой игры, превратить ее в часть собственных проектов, а также продолжать оставаться «мировым господином».
Главный риск для Запада состоит в утрате контроля над исламской географией в рамках этого процесса трансформации или реконструкции. В этой связи была запущена программа последовательной расчистки и реструктуризации.
Как видно, исламский мир был вовлечен в процесс управляемых изменений через наиболее уязвимые места в силу сопротивления, которое продемонстрировала Турция. В этой связи выбор Египта – совсем не случайное стечение обстоятельств.
Фавориты новой операции – искусственные организации
При более пристальном рассмотрении можно наблюдать, что исламские группы и движения наряду с властями принуждаются к переменам определенными методами: «прямое вмешательство» (Афганистан, Ирак); «косвенное вмешательство» через вовлеченные государства, режимы или организации (Сирия); одновременное применение двух вышеуказанных методов (Ливия); разжигание конфликта внутри исламских групп, их раскол («умеренный Талибан», «радикальный Талибан»).
И то, что закладывает основу для каждого из четырех пунктов, – это создание искусственных групп и движений в исламском мире.
С помощью данных организаций возможно достижение таких целей, как провокация конфликтов и распад исламского мира; создание нестабильности в государствах, в которых они находятся, и по возможности ослабление других исламских структур; формирование негативного имиджа исламского мира и подрыв мусульманской веры, особенно в контексте новых поколений; сокращение и саботаж интереса к исламу, тенденция распространения которого стала наблюдаться на Западе; обеспечение легитимности для всякого рода вмешательства в исламский мир и в этой связи поддержки общественного мнения.
Поворот от «умеренного» ислама к «радикальному»?
Хотя эта стратегия начала применяться вместе с оккупацией Афганистана в 1979 году, по сути, она была запущена в ходе борьбы мировых сил, сосредоточенной на исламском мире.
Вторая важная волна, направленная на раздел исламского мира, была претворена в жизнь после Афганистана, когда возникли такие понятия, как «политический ислам» или «радикальный ислам», и в противовес им был выдвинут тезис «умеренного ислама».
Привлекающий в этой связи внимание вопрос – это усилия по углублению прежде всего суннито-шиитского конфликта внутри мусульманского мира и его дальнейшей разобщенности через усиление групп, придерживающихся более строгих толкований суннитского ислама.
Это игра! И поэтому события в Египте не уникальны. В этой связи обращает на себя внимание информация о появлении одновременно с кризисом в Египте движения «Джамаат-и-ислами» и пакистанского «Талибана» в Сирии.
Пока проект «умеренного ислама», который стал демонстрировать эффект бумеранга, закрывается, а его место снова начинает занимать «радикальный ислам».
Мехмет Сейфеттин Эрол