Вы никогда не замечали, что, хоть раз посетив интернет-страницу какого-нибудь магазина одежды или обуви, вы постоянно затем на нее наталкиваетесь в рекламном отделе вашего поисковика? Таким образом работают современные маркетинговые программы большинства крупных сайтов.
О том, как личные данные, публикуемые в интернете, стали маркетинговым продуктом, рассказывает статья, опубликованная в экономическом приложении «Фигаро».
В то время как скандал с американской программой PRISM, дающей доступ к личным данным практически любого человека на планете, набирает обороты, газета предлагает посмотреть на проблему под другим углом. Такие американские интернет-гиганты как Facebook, Google, Amazon, Apple, Microsoft и другие располагают огромными базами данных о своих пользователях. И используют эту информацию в целях рекламы.
«Информация стала новым сырьевым продуктом, практически таким же неиссякаемым как нефть и газ», — свидетельствует на страницах газеты эксперт компании Roland Berger. Эта консалтинговая фирма выпустила отчет, в котором говорится, что сфера эксплуатации личных данных пользователей только начинает развиваться.
Своего зенита она достигнет в ближайшем десятилетии, когда появятся новые программы, позволяющие обработать огромное количество данных, чтобы предсказать покупательные тенденции интернет-пользователей или обозначить сферы их интересов.
Только сейчас рынок использования личных данных во Франции оценивается в 100 миллиардов долларов! Именно такую прибыль могут получить предприятия, занимающиеся интернет-маркетингом. Причем, доступ к наиболее личной информации оценивается дороже, чем просто данные об имени, фамилии, возрасте или адресе. Так, например, информация о больных раком ценится в три раза дороже, чем о парах, ждущих рождения ребенка, и в 100 раз дороже, чем о людях, собирающихся купить автомобиль!
Предприятия, продающие личную информацию пользователей интернета, имеют, таким образом, свой прейскурант. Так, страница с данными о 1000 покупателей какого-либо типа продукции легкой промышленности стоит около двух долларов. А 1000 имен будущих владельцев недвижимости будет стоить уже 85 долларов. И 260 долларов — цена за личные данные уже цитируемых больных раком! Такие цифры публикует газета, не объясняя, правда, причин такого «ценового распределения».
Статья в этом бизнес-приложении «Фигаро» — сухая и информативная. Она не касается моральных аспектов использования личных данных в целях рекламы. Не делает предположений, сколько будет стоить, например, информация о человеке, страдающем депрессией и готовящемся совершить суицид. Наверное, недорого, раз уж он скоро перестанет покупать что-либо вообще. Хотя, пользуясь моментом, можно предложить такую продукцию как веревка и мыло...
Французские предприятия, продающие списки с личной информацией пользователей интернета во Франции переживают тяжелую конкуренцию с США. Американские и другие зарубежные интернет-гиганты занимают рынок на 80%, оставляя остальные 20% для предприятий французских. Это логично, так как, чем крупнее предприятие, тем больше и подробнее его база данных. Однако французские Orange, DalyMotion и TF1 начинают активнее работать в этой отрасли.
Что же касается этических вопросов использования личных данных, то, как рассказывает эксперт Roland Berger, существует некий устный «моральный контракт» между продавцом личных данных и покупателем. Все зависит от серьезности работы и имиджа марки, которой продают такую информацию: только так можно заручиться гарантией, что ваши данные не будут использованы «нецелевым образом».