В последние годы ожидалось, что страны BRICS вскоре войдут в число крупнейших экономик мира, замечает в своей статье в The Guardian известный экономист Нуриэль Рубини. Однако недавно в странах BRICS, как и во многих других государствах из категории "развивающихся рынков", резко замедлился экономический рост. "Значит, медовый месяц закончился?" - вопрошает Рубини.
Автор приводит статистику: "Российская экономика в нынешнем году вырастет едва лишь на 2%, потенциальный рост - тоже около 3%, хотя баррель нефти стоит примерно 100 долларов". Китайская экономика последние 30 лет росла на 10% в год, но в 2012-м замедлилась до 7,8%, причем есть риск "жесткой посадки", по выражению Рубини. Сходная динамика - в Бразилии, Южной Африке, Турции, Польше.
Какая хворь поразила развивающиеся рынки?
Рубини перечисляет 6 причин и факторов. Во-первых, в 2010-2011 годах большинство развивающихся рынков перегрелось, и многие в 2011-м ужесточили монетарную политику, что ударило по росту.
Во-вторых, ожидания, что развивающиеся рынки способны полностью отгородиться от экономического спада в развитых странах, были необоснованными.
"В-третьих, большая часть стран BRICS и некоторые другие развивающиеся рынки двинулись в сторону неких вариаций государственного капитализма. А значит, замедляются реформы, повышающие производительность частного сектора и его долю в экономике", - говорится в статье. Роль госпредприятий и государственных банков, наоборот, повышается, развивается "ресурсный национализм", протекционизм в торговле, "курс на индустриализацию с вытеснением импорта", вводятся механизмы контроля капитала. По мнению автора, в нынешних условиях это "деформирует экономическую деятельность и угнетает экономический рост".
В-четвертых, бум цен на сырье, который помог многим экспортерам, в том числе России, возможно, завершился.
В-пятых, ФРС намекает, что может раньше намеченного прекратить "количественное смягчение", а также в итоге отказаться от нулевых процентных ставок. То есть эпоха, когда волна ликвидности устремилась на развивающиеся рынки в погоне за высокодоходными инвестициями, заканчивается.
В-шестых, все больше развивающихся рынков с дефицитом бюджета, причем дефицит финансируется более рискованными способами.
Итак, по мнению Рубини, причины как "циклические", так и "структурные". В следующие 10 лет рост многих развивающихся рынков замедлится, инвестиции перестанут приносить сверхдоходы.
The Guardian