Выборы главных раввинов, вызывавшие огромный интерес как среди политиков, так и среди широкой общественности, завершились победой Давида Лау и Ицхака Йосефа, сыновей бывших главных раввинов (Исраэля Лау и Овадьи Йосефа), которые получили безоговорочную поддержку ультраортодоксальных лидеров.
Их выбор означает, что государственный раввинат останется таким же, как и прежде, без каких-либо изменений. И даже без того тонкого слоя опредленной открытости по отношению к гражданам, которую мог бы обеспечить раввин Давид Став, кандидат на пост главного ашкеназского раввина, поддержанный Еврейским домом и рядом депутатов левоцентристских партий. Став проиграл выборы Лау.
Секулярные граждане воспринимают раввинат как неуклюжий бюрократический механизм, единственной функцией которого является выдача сертификатов кошерности учреждениям общественного питания, а также брачных свидетельств и свидетельств о разводе. По мнению большинства светских израильтян, государственный раввинат имеет раздутые штаты, в нем распространена коррупция и кумовство. Это раввинское учреждение демонстрирует неприемлемые, с точки зрения нравственности, стандарты, которые не устраивают современное израильское общество. В качестве примеров можно привести дискриминацию женщин, которые не имеют права быть раввинами по правилам ортодоксального течения. Или разделение по общинно-этнического признаку (ашкеназский и сефардский раввины).
В основном, раввинат подвергается критике именно по этим двум пунктам. Но часто критики игнорируют главную функцию раввината – поощряемое государством сохранение так называемой «чистоты еврейского народа» - с помощью законов и актов гражданского состояния и личного статуса. Эти законы препятствуют заключению браков между евреями и теми, кто евреями не являются. Или между лицами одного пола. И даже между коэнами и разведенными женщинами. Раввинат представляет идеологию, которая претендует на то, чтобы сохранять «генетическую чистоту» еврейской общины и возводит непреодолимые барьеры для тех, кто желает присоединиться к этой общине. Эту идеологию следует называть ее настоящим именем – расизм.
Религиозный истеблишмент разделяет мировоззрение, которое было предельно ясно выражено заместителем министра по делам религии, раввином Эли Бен-Даханом: «Гражданские права, права индивидуума – это разрушение и катастрофа». «С нашей точки зрения, - сказал он, - нет ничего важнее, чем сохранение преемственности еврейского народа – путем заключения браков внутри общины, и граждане Израиля обязаны подчинить себя этой цели».
Государство фактически поддерживает и дает свое покровительство раввинскому расизму – тем, что позволяет существование учреждения, которое предназначено для ограничения гражданских свобод, касающихся выбора супругов. Только введение института гражданского брака и отмена законного статуса ортодоксального раввината обеспечит будущее Израиля в качестве демократического и либерального государства, соблюдающего права своих граждан. Система религиозных, ритуальных услуг должна быть полностью реформирована. Именно за это должны выступать секулярные граждане страны.