Латинская Америка не была объектом особого внимания во время американо-китайской встречи на высшем уровне, состоявшейся на прошлой неделе в Калифорнии. Несмотря на то, что председатель КНР Си Цзиньпин, президент США Барак Обама и вице-президент США Джо Байден в прошлом месяце совершали турне по почти одним и тем же латиноамериканским странам, следует отметить, что данный регион не входит в число их приоритетных тем. Между США и Китаем не наблюдается никакой особой напряженности, связанной с Латинской Америкой. Нет также и свидетельств того, что США как-то особенно обеспокоены резко возросшим присутствием Китая или тем, что две страны рассматривают друг друга в качестве в врагов или соперников, борющихся за власть, ресурсы или союзников в данном регионе.
Си Цзиньпин объяснил это отсутствие конфликта интересов, когда заявил в Мексике, что «чем больше развивается Латинская Америка, тем лучше для Китая». В своих статьях, опубликованных в Miami Herald, Обама и Байден повторили схожие тезисы, а именно: что США получают большую пользу от процветающей Латинской Америки. Это как раз и объясняет, почему США и Китай положительно относятся к торговым договоренностям каждой страны в Латинской Америке.
Как в Вашингтоне, так и в регионе в целом существует консенсус относительно того, что китайская торговля, а с недавнего времени также инвестиции и кредиты сыграли ключевую роль в ускоренном экономическом росте Латинской Америки за последнее десятилетие. По мнению Всемирного банка, Международного валютного фонда и практически всех аналитиков Уолл-Стрит, китайский импорт в значительной степени способствовал экономическому росту региона. Значительное или длительное сокращение китайских закупок нанесло бы серьезный удар, последствия которого сказались бы незамедлительно.
Торговля Китая со странами Латинской Америки выросла с 15 миллиардов долларов в 2000 году до приблизительно 200 миллиардов за истекший год. Следует признать, что позиции Мексики и ряд других стран ослабли после того, как Китай укрепился на рынках сбыта их товаров, в частности, в США и Латинской Америке. Но это есть следствие промышленной экспансии Китая и всемирной торговли, а не его повышенной активности в Латинской Америке. А Мексика в результате понесенных потерь стала более конкурентоспособной.
В равной степени Китай прекрасно понимает, насколько процветание Латинской Америки зависит от доступа к рынкам, инвестициям и американским кредитам. Именно поэтому 11 из 18 латиноамериканских стран подписали соглашения о свободной торговле с США. (Китай подписал три подобных соглашения с Чили, Перу и Коста-Рикой. Все эти страны являются партнерами США). Руководители Китая знают, что любой ослабление роли США в Латинской Америке приведет к снижению китайского экспорта в данный регион, сделав его гораздо менее привлекательным для нового притока китайских инвестиций.
Не стоит отрицать, что США и Китай ведут конкурентную борьбу за рынки сбыта и возможности инвестировать в Латинскую Америку, но они идут столь разными путями, что конкуренция между ними не сильно отличается от конкуренции с Европой или Японией.
Давайте смотреть правде в глаза. Экономическое значение США в регионе снизилось, в то время как присутствие Китая усилилось уже давно. Двенадцать лет тому назад около 55% латиноамериканского импорта шло из США. За последний год эта цифра сократилась до одной трети.
Объем торговых операций Китая с Бразилией, Чили и Перу превысил аналогичные показатели США. В торговле с Колумбией и Аргентиной Китай занимает второе место. Но хотя, начиная с 2000 года присутствие США на латиноамериканском рынке сократилось на 40%, абсолютная стоимость американского экспорта в данный регион увеличилась вдвое, а инвестиции росли значительно быстрее, чем экспорт в другие страны мира. Очевиден тот факт, что крупные закупки Китаем сырьевых товаров в Латинской Америке способствует росту ее покупательной способности, превращая этот континент в более солидного потребителя американских товаров.
В итоге, Вашингтону и в дальнейшем придется всячески способствовать китайской экспансии в Латинской Америке, а Китаю, со своей стороны, приветствовать значительное влияние США на данном континенте.
Экономика США не только не пострадала от активной торговой деятельности Китая в Латинской Америке, а скорее наоборот: значительно выиграла в результате китайских инвестиций и торгового оборота Китая со странами этого континента. Отметим, что Китай сосредоточился главным образом на экономических задачах, проявляя мало интереса к вопросам политики и безопасности.
На первый взгляд, визит Си Цзиньпина в Латинскую Америку носил чисто экономический характер, хотя некоторые обозреватели и высказывают предположение, что посещение Мексики, Коста-Рики и Тринидада и Тобаго, трех соседей США и их ближайших торговых партнеров, по сути дела, представляло вторжение в зону американских интересов и должно восприниматься как политический вызов Вашингтону. Возможно, даже как признак озабоченности Китая решением правительства Обамы об усилении американского влияния в Азии. Возможно. Но три вышеупомянутые страны также являются и важными торгово-экономическими партнерами Китая. Если Китай примет решение о финансировании многомиллионного проекта о прокладке нового канала через территорию Никарагуа, то, как мне представляется, американские банки и компании поспешат принять в нем участие, поскольку он обещает явную прибыль.
И, наконец, Латинской Америке удалось установить взаимовыгодные отношения с Китаем, США, а также (за небольшими исключениями) непосредственно на самом континенте. И такая ситуация продержится еще определенное время.
Это одна из причин, по которым во время своей встречи в Калифорнии Си Цзиньпин и Обама не затрагивали проблематику континента.