Прошел месяц с момента свержения египетского президента М. Мурси. События 2-4 июля, казавшиеся на удивление стремительным военным переворотом, сейчас предстают в несколько ином качестве. В Египте действительно происходит переход к военной форме правления как вынужденная мера сохранить государство в условиях массовых акций протеста исламистов. Временное правительство из интеллигентов-технократов замаскировать сей факт неспособно. Только процесс этот нетороплив, носит эволюционный характер и под термин «переворот» формально не подпадает.
Поэтапная милитаризация египетской власти не радует союзников, великие и сопредельные державы. К ней неоднозначное отношение внутри страны, причем сторонники «за» и «против» власти военных исчерпали цивилизованные методы дискуссии. Они перешли к взаимному истреблению, в том числе посредством огнестрельного оружия. Пока насилие в Египте сосредоточено на улицах и площадях крупных городов, его всплески отмечаются во время митингов и демонстраций. Однако призрак полномасштабного и жестокого внутригражданского конфликта, собственно говоря, перестал быть призраком. Если только в Каире во время уличных акций протеста 26-28 июля убито около ста человек, то какое же это «предчувствие». Это уже настоящая гражданская война, называй ее хоть «антиконституционным переворотом», хоть «вылазками международных террористов».
За месяц митингового противостояния многократно возрос антагонизм между сторонниками светского развития Египта и адептами свергнутого президента-исламиста М. Мурси. Ни одна из сторон не желает уступать, и обоим под силу выводить на улицы десятки тысяч людей. Чем обе стороны активно и заняты, попутно подвергая анафеме и линчеванию соперников. К последним уличным шествиям противников Мурси призвал сам министр обороны Египта и одновременно первый вице-премьер нового правительства страны Абдель-Фаттах ас-Сисси. Активистам же движения «Братья-мусульмане» египетский генерал напротив, порекомендовал остаться дома, на митинги не ходить, неутихающие акции протеста свернуть. Иначе будет плохо.
Насколько египетские исламисты были пассивны при отстранении Мурси от властных рычагов и даже при его аресте, настолько они активны в последующей оппозиционной борьбе. В том числе и с оружием в руках - ломать не строить, как известно, а «за страну мы больше не в ответе». Итогом столкновений таки вышедших на улицы Каира демонстрантов друг с другом и силами безопасности стали десятки убитых и сотни раненых. Самих стражей порядка среди пострадавших практически нет, зато у радикальных проповедников появились все основания призвать к джихаду. А Египет состоит не только из светских мегаполисов типа Каира или Александрии. В его сельхозрайонах живет столько активных и потенциальных сторонников «Братьев-мусульман», что их вместить никакая площадь не сможет.
Куда только подевалась безынициативность и вялость египетских исламистов, отмечаемая всеми наблюдателями в начале июля! В кратчайшие сроки создан «Альянс против переворота» - общественно-политическое движение, объединившее всех политических сторонников свергнутого Мурси. Своей первейшей акцией новоиспеченный альянс исламистов провозгласил проведение...Марша миллионов (название ничего не напоминает?) Довольно сидеть на площадях, следует пройти по всему Каиру и закончить демонстрацию прямо у зданий Министерства Обороны и МВД. А там еще посмотрим, чем закончится акция - митингом или штурмом «логова проклятой военщины», поглядим, как карта ляжет.
Обстановку нестабильности в египетской столице нагнетают последовательно и ударными темпами. В своих лозунгах к маршу миллионов руководство исламистского Альянса прямо призывает «...присоединяйтесь к мученикам переворота... вернем себе свободу и достоинство,...отобранные кровавым режимом...» Руководитель Всемирного совета мусульманских богословов и духовный лидер «Братьев-мусульман» шейх Юсуф аль-Кардауи не ограничился воззванием только к гражданам Египта. Пользуясь наднациональным статусом своей должности, шейх предложил «...мусульманам всего мира...скорейшим образом прибыть в Египет...и принять мученическую смерть в бою с гяурами-военными...» А такой призыв многого стоит в глубоко религиозном арабском обществе....Самый же привилегированный пленник Египта, бывший президент М. Мурси ведет себя с апломбом теневого победителя. К нему уже дважды за последний месяц прибывает верховный представитель Евросоюза по иностранным делам г-жа К. Эштон. С ним пытаются общаться руководители переходного правительства, но М. Мурси непреклонен и горд. Никаких послаблений и поблажек мятежникам, никакой добровольной отставки, никакого национального примирения, никаких переговоров. Мистер «Нет» и сударь «I'll be back, baby» в тюремной камере, право слово.
Египетским исламистам не нужен мир. Не нужно им гражданское согласие, прекращение уличного насилия, не интересует их разваливающаяся экономика и крах социальной сферы. Попытки чиновников ЕС и гражданских египетских министров вести переговоры и определять «точки соприкосновения интересов» воспринимаются ими как свидетельство слабости и неуверенности. Исламистам нужна власть - но уже в новой ипостаси, после разгрома всех несогласных с их правлением. После уничтожения мятежных генералов и изгнания светских оппозиционеров, после утверждения шариата универсальной законодательной базой. Едва захватив власть обратно, сторонники Мурси будут железной рукой искоренять оппозицию, отбросив псевдодемократическую мишуру. Египетским исламистам не нужен компромисс - как азартный карточный игрок, они будут повышать ставку взаимной агрессии, рассчитывая сорвать банк и утвердиться во власти уже надолго и безальтернативно.
И побить эту ставку может только одна карта в египетской политической колоде. Ее козырной и всепогодный джокер, если хотите. Увы и ах, но это не светские интеллигенты типа Адли Мансура и не либеральные технократы вроде Мохаммеда Эль-Барадея. Это те самые проклинаемые «братьями-мусульманами» египетские генералы во главе верных армейских частей. Генералы, главу которых Абдель-Фаттаха ас-Сисси исламисты даже судить не желают, призывая к незамедлительной казни «узурпатора» без долгих проволочек. Сам же золотопогонный вице-премьер клянется «...не останавливаться...пока не очистит весь Египет...от террористов и экстремистов...» Цель, безусловно, достойная. Только вот для ее осуществления придется покончить с периодом неопределенности во власти. Придется прекратить словесную игру «переворот, смещение или переход власти?» и принимать ответственность за будущее страны. Придется объявить любой митинг и шествие исламистов «...угрозой национальной безопасности...», что уже сделало временное правительство устами своего вице-премьера аль-Сисси. Угрозы национальной безопасности устраняются не на переговорах.
Силу ломит сила. Силе радикального ислама в нынешних условиях Египта может противостоять только сила регулярных воинских частей. Да, «военный переворот» воспринимается негативно, но ужели лучше торжество джихадистких идей в 80-миллионной стране? А бояться жесткой реакции мирового сообщества не стоит. Для того же Израиля, США или ЕвроСоюза куда предпочтительнее понятный и предсказуемый генерал, чем исламисткий популист. Декларативно Запад будет против концентрации власти в руках египетских военных, а на деле прагматизм свое возьмет. Будущее Египта решается на внутренних фронтах.
Даша Гасанова