Рим — Возможно, паломничество стало первым проявлением массового «туризма». Но если когда-то паломники, оформив завещание, так как тогда путешествия были сопряжены с риском, пускались в дорогу только с посохом в руке и дорожным мешком за плечами, то сейчас «паломники духа» перемещаются в самолетах, поездах и автобусах, ночуют в отелях, питаются в ресторанах и производят тонны и тонны мусора и парниковый газ.
Зачастую они подвергают огромному риску ограниченные ресурсы святых мест, которые обычно не имеют развитой инфраструктуры и характеризуются хрупкими и древнейшими экосистемами. Именно поэтому в 2011 году в Ассизи был разработан проект под названием Green Pilgrimage Network (Зеленая сеть паломничества), задача которого объединить места паломничества во всем мире одной целью: сделать так, чтобы путешествия верующих не наносили вред окружающей среде.
Эта идея родилась после того, как был задан вопрос: «Почему самые святые места в мире больше не являются самыми чистыми и ухоженными? Если тот, кто там живет, и тот, кто их посещает, считают их священными, то не нужно ли позаботиться об их сохранности в первозданном виде?»
В вышеупомянутый проект входят 28 мест паломничества во всем мире, священных для приверженцев разных религий: от Ассизи до Сантьяго ди Компостела, от города сикхов в Индии Амритсара до Эчмиадзина, святого для армянских христиан, от Иерусалима до Варанаcи и Кентербери. Инициатива в создании этого проекта исходит от филантропической организации Alliance of Religions and Conservation (Arc) (Союз религий и сохранность), основанной принцем Филиппом, герцогом Эдинбургским. Недавно состоялся ее второй всемирный съезд в Трондхейме (Норвегия).
Этот съезд предоставил возможность выпустить первый «зеленый» манифест конфуцианства, философско-религиозного учения, возникшего в Китае в 6 веке до нашей эры. В настоящее время китайское правительство пытается возродить его после гонений во время культурной революции в качестве аутентичного этического фундамента китайского общества, которое переживает период модернизации и становится все богаче.
Переворот в экологическом сознании основных конфуцианских лидеров наступил в момент, когда Китаю пришлось столкнуться с последствиями очень быстрого индустриального развития, происходившего в последние 30 лет. В городах самой многонаселенной страны мира множатся манифестации против неконтролируемого загрязнения окружающей среды и застройки, которая разрушает вековые пейзажи. Правительство Пекина не может не считаться с серьезным риском возникновения социальной нестабильности, связанной с проснувшимся экологическим сознанием китайских граждан. Недавно оно одобрило новые более жесткие меры в целях сохранения окружающей среды.
Но одних приказов сверху недостаточно. Поэтому китайцы возвращаются к старому учению Конфуция, возникшему 2,5 тысячи лет тому назад. Согласно его воззрениям, человек должен трудиться как для земли, так и для неба. Он может полностью проявить свою человеческую сущность, только если осознает свое место во Вселенной и необходимость защищать жизнь и среду.
В эпоху потребления и погони за роскошью манифест цитирует слова Конфуция: «Если у тебя есть только несмолотое зерно в пищу, вода для питья и рука, подложенная под голову вместо подушки, то ты все еще можешь быть счастлив. Богатство и честь без справедливости для меня все равно, что бегущие по небу облака».
Arc считает, что «план экологических действий, разрабатываемый конфуцианским союзом, является наиболее важным указанием на возвращение традиционных ценностей, связанных с защитой хрупкой окружающей среды современного Китая».
Отзвук слов Конфуция можно часто уловить в риторике нового китайского премьер-министра Cи Цзиньпина. «Это переворот, если подумать о том, что 40 лет тому назад руководители Китая говорили о "плохом влиянии" идей Конфуция», - прокомментировал генеральный секретарь Arc Мартин Палмер (Martin Palmer).