Рекордно низкие показатели этого года эксперты объясняют кардинальными демографическими тенденциями, а также растущей дороговизной новых легковых машин и их содержания.
Никогда еще роль молодежи на немецком автомобильном рынке не была столь мала, как в первой половине 2013 года. На жителей Германии в возрасте до 30 лет пришлось лишь 2,7% всех проданных новых легковых машин. И даже если взять только продажи физическим лицам, то и здесь доля молодых покупателей упала до рекордно низких 6,5%.
Дело не (только) в гаджетах и престиже
«Сейчас нередко можно услышать тезис, что молодежь утрачивает интерес к автомобилям, потому что увлечена всевозможными электронными гаджетами и социальными сетями. Однако мы проанализировали статистику автопродаж с 1999 года. Так вот, наиболее быстрыми темпами доля молодых покупателей падала как раз в первые годы этого века, когда смартфонов и планшетов еще не было», - указал в беседе с DW эксперт Аналитического центра Deutsche Bank во Франкфурте-на-Майне (DB Research) Эрик Хайман (Eric Heymann).
Таким образом, речь идет не о временном явлении, а о достаточно длительной тенденции, явно начавшейся еще в прошлом веке. Одна из ее причин, по мнению директора Центра автомобильных исследований CAR университета Дуйсбурга-Эссена Фердинанда Дуденхеффера (Ferdinand Dudenhöffer), состоит в том, что «в больших городах автомобиль утрачивает среди молодых людей былое значение статусного символа».
Эрик Хайман, правда, убежден, что многие молодые немцы и раньше руководствовались при покупке нового автомобиля не столько соображениями престижа, сколько более рациональными мотивами: «Иначе как объяснить большой спрос на мало- и микролитражки?» В пользу такой точки зрения говорит и довольно высокая готовность молодежи приобретать подержанные машины. Престижность, подчеркнул аналитик, играет важную роль скорее в премиум-сегменте. «Однако средний возраст тех, кто в Германии покупает автомобили таких марок, как, скажем, Mercedes или Porsche, составляет вовсе не 30, а свыше 50 лет», - напомнил эксперт DB Research.
Как демография влияет на авторынок
Куда более важной причиной падающего интереса молодежи к индивидуальному автотранспорту он считает его растущую дороговизну: «Средняя цена нового автомобиля в Германии с 1999 по 2012 годы выросла на 40%. Многие молодые люди просто не могут или не хотят тратить столь большие деньги». Тем более, что неуклонно дорожает еще и содержание автотранспорта, включая, к примеру, оплату парковок в городах.
И все же основной причиной анализируемого тренда Эрик Хайман считает происходящие в сегодняшнем немецком обществе глубокие демографические изменения. Эксперт перечислил их в комментарии, опубликованном на сайте Аналитического центра Deutsche Bank.
Население Германии стареет, поэтому сокращается и доля молодежи среди потенциальных покупателей автомобилей. Население концентрируется в городах, главным образом в крупных и средних, а там, как правило, хорошо развит общественный транспорт. Растущая часть населения живет в одиночку, что делает содержание собственной машины экономически менее выгодным. К тому же в последние годы в стране значительно увеличилось число студентов, а они, как правило, не имеют стабильных доходов, необходимых автовладельцу.
Молодые немцы активно сдают на права
«Среди молодежи растет осознание того, что в современных условиях вполне можно прожить без собственного автомобиля», - подчеркнул в беседе с DW Эрик Хайман. Но этот вывод вовсе не означает, что нынешние молодые немцы готовы полностью отказаться от автотранспорта как такого: обеспечиваемая им мобильность, наоборот, высоко ценится в сегодняшней Германии.
Об этом свидетельствует большой успех системы каршеринга (Carsharing), позволяющей брать автомобиль напрокат в любое время всего на несколько часов и даже на несколько минут. Другое подтверждение этому - заметное увеличение с 2005 года доли молодых мужчин и особенно молодых женщин, обладающих водительскими правами. Сегодня она составляет в возрастной категории от 18 до 24 лет примерно 71%.
«Конечно, не каждый, получив права, может тут же позволить себе собственную машину. Но растущая доля тех, кто ими обзавелся, показывает: молодые люди при планировании своей жизни по-прежнему придают большое значение автомобилю», - заявляет директор Института автомобильной промышленности (IFA) в Нюртинген-Гайслингене профессор Вилли Диц (Willi Diez), проводивший соответствующее исследование.
С таким тезисом в принципе согласен и Эрик Хайман. Он указывает еще на одну типичную для сегодняшней Германии демографическую тенденцию: ее жители все позже вступают в брак и обзаводятся детьми. А рождение ребенка - это как раз тот рубеж, после которого немалое число немцев принимает решение наконец-то приобрести собственный автомобиль, пояснил эксперт DB Research.