В среде китайских потребителей сейчас намечается невиданная тенденция: китайцы ни во что не ставят свои же товары. Глядя на это, автор этих строк может лишь беспомощно взмахнуть руками. На днях руководство крупнейшей в Новой Зеландии молочной компании Fonterra сделало заявление о том, что в молочном сырье, изготовленном в мае прошлого года на одном из заводов компании, обнаружили бактерии, которые могут вызывать ботулизм. Это дело затрагивает и ряд китайских импортеров, и оно вновь всколыхнуло общественное мнение. В действительности проблемы с качеством случаются у производителей во всем мире, поэтому тем, кто слепо доверяет иностранным брендам, следует трезво взглянуть на суть вещей!
В этой статье я хотел бы рассмотреть три вопроса. Первый: действительно ли зарубежный бренд является гарантом качества? В течение последних нескольких лет в новозеландском и сингапурском цельном сухом молоке были обнаружены болезнетворные энтеробактерии, в американском коровьем молозиве (секрет молочных желез, образующийся в последние дни беременности и первые дни после родов, активно используется в детском питании - прим.пер.) нашли соли азотистой кислоты, в австралийском молочном порошке, используемом для изготовления детских молочных смесей, содержание фосфора оказалось выше предусмотренного нормой.
Mead Johnson, Nestle, Similac, Wyeth, Dumex - ни у кого нет безупречной репутации. Если такова ситуация с зарубежным молоком, то с другими заграничными товарами все еще хуже. В Китае нет человека, который не знал бы, что такое Coca-Cola, KFC, Toyota, Honda или Carrefour, однако все эти гиганты международного бизнеса постоянно окружены скандалами.
Торговая улица в Китае
Второй вопрос: почему в Китае так укоренилась вера в зарубежные товары? Бесспорно, что в целом отечественные товары в чем-то уступают известным международным брендам. Однако бренд бренду рознь, отнюдь не все, что производится заграницей, является продуктом известных компаний. И уж тем более нельзя утверждать, что вся зарубежная продукция отличается отменным качеством. Так почему же простые китайцы предпочитают верить в зарубежные торговые марки? Во-первых, это связано с тем, что из-за языкового барьера в Китае мало кто видит новости, выставляющие зарубежные товары в неблагоприятном свете.
Другой важнейший фактор - отточенные до совершенства пиар-технологии, в которые к тому же вкладываются огромные деньги. Этому отечественным производителям еще стоит усердно поучиться. Компания «Саньлу» действительно совершила ужасное преступление (в 2008 году в результате отравления детским питанием китайской компании «Саньлу» погибло 6 грудных детей - прим.пер.), но у зарубежных производителей молока было немало подобных проблем - почему же их не постиг тот же печальный конец? И тут уже нельзя не затронуть тему пиара. Люди, разбирающиеся в этой отрасли, знают, что пиар зарубежных брендов находит нас просто повсюду. В эту ловушку раз за разом невольно попадают даже СМИ, не знающие подлинного положения вещей, что же говорить о простых китайцах, не разбирающихся в тонкостях индустрии?
Третий момент: как нам стоит относиться к отечественному производству? В первую очередь нам нужна твердая решимость завоевать свое место под солнцем. Как говорится, чтобы ковать металл, надо быть сильным, поэтому китайским компаниям следует трудиться над самоукреплением. Несмотря на то, что в последние годы независимые бренды развиваются семимильными шагами, им все еще придется приложить немало усилий, чтобы сократить отставание от ведущих мировых компаний. Во-вторых, нужна государственная поддержка. Правительству следует безоговорочно поддерживать отечественных производителей и, более того, показывать всем пример, пользуясь именно отечественными товарами - это может произвести огромный демонстрационный эффект. И в-третьих, необходима поддержка со стороны народа. За рубежом, особенно в развитых странах, власти активно призывают верхушку общества к тому, чтобы те выбирали отечественные товары. Например, бывший премьер-министр Японии Ясухиро Накасонэ говорил: Sony - это моя левая щека, Panasonic - правая. В Южной Корее люди строго придерживаются принципа: «Я и земля - одно целое». Например, в такой установке: человек, выросший на этом клочке земли, должен с этого клочка и питаться. В более широком плане это значит, что корейцы предпочитают отечественные товары. Я убежден, что стоит правительству и народу объединить усилия, как в Китае появятся свои марки высшего качества, и со временем их будет только больше.
Автор - генеральный секретарь Индустриального союза торговых марок Китая.