Прошедший год поставил немало антирекордов: растёт концентрация парниковых газов, вода прибывает, Арктика нагревается вдвое быстрее остального мира...
В 23-й раз подряд составлен годовой отчёт о состоянии климата на родной планете, и порадовать вас и нас, прямо скажем, учёным нечем.
Данные спутников, буёв и метеостанций со всего мира собирали, анализировали, сравнивали 384 специалиста из 52 стран. Смотрели на температуру, осадки, морской лёд, концентрацию парниковых газов и многое другое.
Итак, в 2012 году в целом атмосферная концентрация углекислого газа на нашей теплеющей планете достигла рекордного показателя в 392,6 части на миллион, повысившись на 2,1 пункта. Весной в некоторых регионах Арктики было зарегистрировано 400 частей на миллион.
Увы, это не единственный антирекорд. После небольшого снижения антропогенных выбросов в связи с мировым экономическим кризисом они, порождаемые в основном сжиганием ископаемого топлива и производством цемента, достигли в 2011-м рекордного показателя в 9,5 ± 0,5 Пг углерода. Оценка на 2012 год такова: 9,7 ± 0,5 Пг (9,7 млрд т).
В целом 2012-й вошёл в десятку самых тёплых лет, и давайте скажем спасибо отсутствию Эль-Ниньо за то, что не было ещё теплее. При этом явлении температура поверхности моря в экваториальной части Тихого океана превышает норму более чем на 0,5 °С в течение многих месяцев, что приводит к изменению погодных условий во всём мире, и в том числе росту среднемировой температуры. Весной слабая Ла-Нинья (противоположность Эль-Ниньо) окончательно ушла, и впервые за несколько лет на протяжении большей части года ни на региональный, ни на мировой климат Южная осцилляция не воздействовала. В итоге 2012-й оказался на восьмом или девятом месте за историю наблюдений (позиция зависит от того, какому набору данных верить больше).
В Арктике теплеет вдвое быстрее, чем в остальном мире, отмечают исследователи. Следовательно, и эффекты там выражены сильнее. В сентябре площадь, покрытая морским льдом, достигла рекордно малого уровня в 3,4 млн км² (сложите Якутию и Камчатку), что на целых 18% ниже предыдущего антирекорда, установленного в 2007 году. (Заметим, что это рекорд за те 34 года, в течение которых ведутся наблюдения со спутников.)
В июне 2012-го снежный покров на суше в Арктике (тоже важный показатель, который, кстати, снижается даже быстрее, чем морской лёд) достиг рекордно низкого уровня, а температура вечной мерзлоты на севере Аляски — нового максимума.
11–12 июля в той или иной мере таяло 97% ледникового покрова Гренландии — в четыре раза больше среднего показателя 1981–2010 годов.
В Антарктике, наоборот, площадь морского льда выросла, и 26 сентября был поставлен новый рекорд — 19,45 млн км², что на 0,5% выше предыдущего, установленного в 2006-м, и на 7% больше рекордно низкого максимума, случившегося в 1986-м (около 18 млн км²).
Температура поверхности моря в целом повысилась. Четыре независимых набора данных говорят о том, что среднемировой показатель 2012 года находится на 11-м месте в истории наблюдений. Впрочем, после устойчивого 30-летнего роста (1970–1999) в 2000–2012-м тенденцию выявить трудно. Отчасти это связано с превалированием в XXI веке Ла-Ниньи.
Тепловая мощность верхних 700 м океана остаётся вблизи рекордных показателей. Заметно потеплело на глубине от 700 до 2 000 м и более. Из-за Ла-Ниньи (то есть похолодания) в первой половине 2011 года уровень моря начал было снижаться, но в 2012-м потепление снова взяло своё. Рост уровня моря составил в среднем 68 мм с 1993 года (примерно 3,2 ± 0,4 мм ежегодно).
Что касается солёности океана, то тут в силе тенденция, стартовавшая в 2004-м: океан солонее среднего в областях с высоким уровнем испарения (например, в центральной части северной тропической области Тихого океана), а в районах с обильными осадками (как в северной центральной части Индийского океана) всё наоборот. Отсюда следует, что осадки растут в областях и без того дождливых и снижаются в засушливых. Именно этого ждали от глобального потепления.
Мировая активность тропических циклонов находилась на среднем уровне — 84 бури (в среднем 89 в 1981–2010 годах). Как и в 2010–2011-м, Северная Атлантика была единственной акваторией с числом ураганов выше среднего.
В нижних слоях стратосферы над Европой (на высоте 10–15 км) продолжается похолодание, и 2012-й поставил или почти поставил рекорд низкой температуры (опять и снова всё зависит от набора данных). Это тоже следствие глобального потепления: накачка атмосферы парниковыми газами и снижение концентрации стратосферного озона, нагревая слои близ поверхности планеты, одновременно охлаждают стратосферу.