Для ночного освещения лучше выбирать красный свет. По сравнению с синим освещением и с обычным светом от электрической лампочки красный не вгоняет в депрессию.
Если вы привыкли работать глубоким вечером и ночью и ничего не можете с этим поделать, то постарайтесь хотя бы делать это при красном свете. Как уверяют специалисты из Университета штата Огайо (США), красный свет сведёт к минимуму вероятность плохого настроения и депрессии.
Рэнди Нельсон и его коллеги изучали работу особых светочувствительных ганглионарных клеток сетчатки, называемых ipRGCs (intrinsically photosensitive retinal ganglion cells). Эти клетки — далеко не самые главные в восприятии визуальной информации, это не палочки с колбочками. Роль их в другом: ipRGCs активно участвуют в регуляции суточного ритма. С помощью ipRGCs наши внутренние биологические часы и сверяются с временем суток. Кроме того, было показано, что эти клетки сообщаются ещё и с зонами мозга, отвечающими за эмоции и настроение.
«Клетки эти, — рассказывает г-н Нельсон, — чувствуют разные длины волн по-разному: на синий свет они реагируют сильнее, чем на красный». Чтобы проверить, не влияет ли чувствительность ipRGCs на эмоциональное состояние, учёные поэкспериментировали с джунгарскими хомячками. В течение четырёх недель животные каждую ночь спали либо при слабом красном свете, либо при слабом синем, либо под обычной электрической лампочкой (тоже, естественно, слабой). Затем хомячков проверяли на симптомы депрессии: например, если животное пило меньше сладкой воды, чем обычно, учёные делали вывод, что оно находится в подавленном состоянии и не способно радоваться простым удовольствиям.
Лучше всего себя чувствовали те, кто спал вообще без света, — и это понятно, всё-таки ночное освещение плохо влияет на биологические часы, а это не может не сказываться на эмоциональном состоянии. Однако вслед за теми, кто спал в темноте, шли хомячки, ночевавшие при тусклом красном освещении, затем — те, кто почивал при слабом белом свете, наконец, хуже всего себя чувствовали себя подопытные, приговорённые к синему свету.
Разница в ночном освещении сказывалась и на состоянии нейронов в мозге. У тех, что спал при синем и обычном свете, в гиппокампе на нейронных дендритах было мало выростов, так называемых дендритных шипиков, которые со временем, при контакте с другой клеткой, превращаются в полноценные синапсы. Уменьшение числа шипиков обычно наблюдают при депрессии. Иначе говоря, у хомячков поведенческие признаки депрессии совпали с нейроанатомическими.
Исследователи полагают, что эти данные можно свободно распространить и на людей. И тогда отсюда следует вполне конкретный практический совет тем, кто привык поздно ложиться или вынужден работать в ночную смену: таким людям лучше оснащать своё рабочее место лампами с мягким красным светом.