Приход в Латинскую Америку эпохи «тощих коров», по мнению одних, - задерживается, по мнению других, - она просто невозможна.
Китай находится в процессе экономического спада, если на протяжении последних 30 лет экономический рост составлял в среднем 9%, то на 12-ю пятилетку он запланирован на уровне 7%-7,5% в год.
Такие показатели обусловлены структурными изменениями, направленными, в первую очередь, на поддержание внутреннего потребления, а не экспорта. С китайской точки зрения такой подход выглядит абсолютно рациональным, так как в условиях разразившегося мирового кризиса экономический рост возможен лишь при опоре на внутренние факторы, а не на непредсказуемый международный спрос.
Однако такая ситуация может отрицательно повлиять на те страны, которые ориентированы на экспорт в Китай природных ресурсов, в первую очередь, это коснется Южной Америки, которая занимает привилегированное место в торговле с Поднебесной.
По данным банка Nomura, который цитирует Дэвид Пилинг (David Pilling), за каждый процентный пункт падения экономического роста Китая, Латинская Америка будет расплачиваться уменьшением на 0,5% своего экономического роста ("The benefits and perils of riding China's coat-tails", Financial Times, 1 agosto, 2013).
Означает ли это, что теперь южноамериканские производители природных ресурсов должны начать «дрожать» в связи с мрачными прогнозами развития китайской экономики, которые дают международные экономические эксперты?
Следует отметить, что в эпоху экономического бума цены на природные ресурсы достигли максимума, но это не означает, что сейчас они должны резко упасть.
Сейчас происходит колебание цен, но маловероятно, что они обрушатся.
Необходимо также понимать, что природные ресурсы включают в себя так называемые «твердые и мягкие» товары.
К «твердым» товарам относятся металлы и углеводороды: железо, сталь, медь, алюминий, промышленные масла и т.д.
Во вторую группу товаров включены продукты питания: говядина, курятина, свинина, пшеница, соя, и т.д.
В настоящее время рост китайской экономики не будет таким стремительным, как это было раньше. Вместе с тем это не означает, что происходящие в Китае процессы урбанизации и развития инфраструктуры потеряют свои силы. Трудно себе представить, чтобы население Поднебесной, которое насчитывает один миллиард 300 миллионов человек, откажется от своего обычного продовольственного рациона. Наоборот, китайское руководство делает акцент на увеличение внутреннего потребления, и гарантирует населению страны улучшение качества продуктов питания.
Одиннадцатый 5-летний план Китая предусматривает, что в ближайшие 10 лет от 600 до 700 миллионов человек переедут из сельской местности в города. Когда это произойдет, то, как ожидается, спрос на «твердые товары» упадет. При этом спрос на «мягкие» товары останется на прежнем уровне, а возможно даже и увеличится.
Китайское руководство рассчитывает, что к 2020 году средний класс в стране достигнет численности в 700 миллионов человек. Это приведет к резкому увеличению внутреннего спроса. При этом, как ожидается, спрос на такие «твердые» товары ка нефть и газ сохранится, и даже будет расти.
Так что пока еще рано говорить о том, что эпоха «тучных коров» для производителей природных ресурсов в регионе подошла к концу. Вместе с тем не следует ожидать, что «коровы» сделаются толще, скорее всего они сбросят свой лишний вес.
Тем не менее, надо согласиться с тем, что для одних эпоха «тощих коров» задерживается, для других она никогда не наступит.