Теме распада СССР в школьных учебниках, по мнению историков, опрошенных DW, уделено достаточно внимания. Но содержание изложенного материала вызывает споры.
Учебников по новейшей истории, к которой относятся, в том числе, период распада СССР в 1991 году и сопутствующие этому процессу события, такие как августовский путч, министерством образования рекомендовано и одобрено в общей сложности почти полтора десятка. Наиболее «ходовыми» являются пять-шесть из них, среди которых учебники по истории для 11 класса авторов Александра Чубарьяна, Александра Данилова, Владимира Шестакова, Владлена Измозика и Андрей Левандовского.
Собственно сама тема распада Советского Союза освещена во всех учебниках примерно в одинаковом объеме - ей отдано 4-5 страниц текста. При этом в среднем учебник по истории России для 11 класса насчитывает около 350 страниц. В сравнении с другими темами, в частности, Октябрьской революцией 1917 года и историей создания СССР, распаду государства авторы учебников уделяют значительно меньше внимания.
Что имеем, тому и рады
Доктор исторических наук, ученый секретарь Института российской истории РАН, автор ряда учебников по истории для средней и высшей школы Владимир Шестаков самокритичен. «Период в отечественной истории, предшествующий распаду СССР, равно как и сами события 1991 года освещаются в учебниках достаточно скудно», - заявил Шестаков в интервью DW. Однако на то, по словам историка, есть объективные причины - до сих пор нет «фундаментальных исследований и серьезных источников».
С другой стороны, продолжает Владимир Шестаков, школьные учебники истории не являются специализированными изданиями по освещению событий периода начала 90-х годов. Поэтому вполне объяснимо и простительно, что те или иные этапы исторического развития описаны в них не так подробно, как хотелось бы специалистам.
«Того объема информации о событиях 1991 года, который имеется в школьных учебниках, для формирования у школьников представления об этом периоде вполне достаточно», - заявил в интервью DW сотрудник лаборатории развития педагогического потенциала Московского института развития образования, учитель истории школы 1450 Андрей Лукутин. А для интересующихся предметом молодых людей, которым хочется или по каким-то причинам нужно знать больше, есть хрестоматия, отмечает историк.
Председатель редакционного совета журнала «Преподавание истории в школе», автор учебников по истории Александр Морозов согласен с тем, что тема распада СССР и ГКЧП во всех школьных учебниках, утвержденных и рекомендованных министерством образования, отражена достаточно полно. Да, и оценка событий 1991 года, по словам историка, дается сегодня довольно взвешенная. Главное, как считает Морозов, это отсутствие однозначности трактовок в школьных учебных пособиях.
История без примеси ностальгии
Что касается оценок, то, как сказал DW главный редактор журнала «Преподавание истории в школе», учитель истории с 25-летним стажем Энвер Абдулаев, по теме распада СССР и августовского путча сегодня авторы придерживаются версии о неизбежности произошедшего. «Исторически Советский Союз повторил судьбу национальных империй, которые закономерным образом приходили к своему краху», - процитировал Абдулаев выдержку из учебника под редакцией Валерия Керова.
Причины, которые привели к распаду СССР, по словам эксперта, в учебниках делят на объективные и субъективные. К первой группе относятся национальные противоречия, накопленные за годы существования Советского Союза, неудачи экономических реформ, осуществлявшихся в период Горбачева, кризис коммунистической идеологии, завершившийся ослаблением и последующей ликвидацией партийной и политической монополии КПСС.
К субъективным причинам, продолжает историк, авторы современных школьных учебников относят ошибки, допущенные в ходе перестройки, политический выбор лидеров трех славянских республик, которые в итоге и подписали соглашение. При этом, по мнению Абдуллаева, тема распада СССР изложена в учебниках «абсолютно неполно и необъективно». Он считает ошибкой исключение версии о преднамеренном развале Советского Союза, хотя эта точка зрения сейчас набирает силу в России.
Учебник не догма, а лишь точка опоры для учителя
Серьезные претензии к качеству школьных учебников истории, в частности к тому, как освещается тема распада СССР, предъявляет и ректор МГИМО, заместитель председателя Российского исторического общества Анатолий Торкунов. «Конечно, очень трудно давать оценку совсем недавним событиям. Но более чем двадцатилетний период, прошедший после беловежских соглашений, позволяет и подробнее, и более аналитично об этом написать, преодолевая страхи показаться конъюнктурным или неугодным кому-то из представителей власти», - заявил Торкунов в интервью DW.
По словам историка, на сегодняшний день нет ни одного школьного учебника, который бы его «полностью устроил». В отсутствии учебников надлежащего качества ректор МГИМО видит одну из главных причин низкого уровня знаний по истории родной страны, который демонстрируют выпускники школ.
По мнению Александра Морозова, причину слабого понимания российскими школьниками событий недавнего прошлого надо искать не в учебных пособиях, а в самой системе преподавания. Ведь школьный учитель использует учебник лишь как «базис», а что будет составлять «надстройку», то есть о чем именно будет говорить педагог на уроке ученикам, нельзя не регламентировать, не проконтролировать.
Егор Виноградов