На Западе знают, что приближение НАТО к границам России воспринимается ею резко негативно. Известно там и то, что любая деятельность Северо-Атлантического блока по периметру РФ неизменно вызывает озабоченность. Казалось бы, что должен сделать воспитанный военный союз, обладающий хорошими манерами? Не мельтешить перед глазами и перенести свою активность в другую часть глобуса. Это если он действительно держит в мыслях то, что говорит, когда заявляет, будто никоим образом не желает ущемления наших интересов.
Но ничего подобного не происходит. Наоборот, НАТО подкатывается то к одному нашему союзнику, то к другому с предложением провести совместные учения. И те соглашаются, иногда даже забывая пригласить на них российских военных наблюдателей. В результате в одно и то же время происходят «конкурирующие» учения в соседних регионах.
Так, на Урале в эти дни проходит активная фаза российско-китайского военного учения «Мирная миссия-2013», сообщает «Независимая газета», а в Казахстане и Монголии в минувшую субботу стартовали миротворческие маневры по программам НАТО.
И это только начало. Руководство альянса в специальном пресс-релизе заявило, что планирует увеличивать число учений в течение следующих нескольких лет, захватив в их орбиту и постсоветское пространство. Потому что это, дескать, связано с выводом войск НАТО из Афганистана.
То есть, сначала ввели войска, долго-долго там их держали, почти ничего не добившись, ушли, а теперь будут донимать соседние страны военными учениями, ожидая, когда из Афганистана опять станет распространяться угроза. Ну а попутно сделают попытку перетянуть на свою сторону союзников России, приучив их к совместной деятельности с НАТО. Более того, в заявлении говорится, что учения не просто будут проводить чаще - они станут более масштабными, включат в себя как широкий спектр сценариев, так и полный перечень задач Североатлантического союза.
Давайте теперь вспомним, на кого, в первую очередь, направлено НАТО? Очевидно, что данные маневры затрагивают геополитические и военные интересы России и ее ближайших партнеров. Получается, блок постепенно откалывает от России тех, кто ее поддерживает.
Наверное, подобным образом выглядели бы миротворческие учения России с мексиканской армией или с панамскими войсками. Абсурдность их мгновенно стала бы очевидной для всех, и весь мир обрушился бы на них с критикой, а на нелепость этих никто не обращает внимания.
Усиливает наше недоумение и то, что тематика учений совпадает с той, которую отрабатывают на аналогичных маневрах в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Зачем же два раза городить один и тот же огород?
Ответ один - затем, что нарастает соперничества НАТО с пророссийскими военными организациями и, назовем вещи своими именами, с самой Россией. Оно усиливается в связи с очередным похолоданием отношений между Россией и США. Вероятно, нам дают понять, что на любые наши выпады найдутся ответные болезненные меры и вовсе не обязательно в той же самой плоскости. «Вы нам Сноудена, а мы вам - учения». Впрочем, учения все равно состоялись бы, даже если бы Сноудена не было.
Военная карта разыгрывается постоянно. На днях влиятельные американские сенаторы-республиканцы Джон Маккейн и Линдси Грэм призвали к новому расширению НАТО и размещению элементов американской ПРО в Европе. Неизвестно, прислушаются ли к ним действующие власти США, но вполне могут.
США добрались с учениями уже и до Монголии - там проходит организованная военным ведомством этой страны и командованием Тихоокеанского флота США активная фаза международных миротворческих учений «В поисках Хана-2013». В них задействованы более тысячи военнослужащих из Монголии, США и других стран НАТО, а также Индии, Японии, Южной Кореи, Вьетнама, Индонезии и Мьянмы. Даже миротворцы из Таджикистана принимают в них участие.
Логично было бы ожидать там присутствия российских и китайских военных (Монголия находится между ними), но РФ и КНР отправили туда только наблюдателей. Это странно, если учесть, что учения затрагивают оборонные интересы именно этих двух стран - у их границ происходит временная концентрация международных военных сил.
Но это еще что! На иные учения не зовут даже российских наблюдателей. В минувшую субботу в Казахстане на Илийском полигоне (Алматинская область, вблизи китайской границы) стартовали тактико-специальных миротворческих учениях «Степной орел-2013» (СО-2013). И они проводятся совместно с НАТО, только от Китая и России на них нет совсем никого.
Казахстан как бы не замечает этого, а генерал-майор Даулет Оспанов заявил, что одним из приоритетов вооруженных сил (ВС) Казахстана является расширение сотрудничества с НАТО. Он заверил, что участники маневров будут стремиться действовать по стандартам альянса.
Какая здесь подоплека? Говорят, в Казахстане всегда смотрели на Китай настороженно, опасаясь нападения с его стороны. Территории много, а населения мало, в то время как в Китае все наоборот. Вероятно, несмотря на существование ОДКБ, Казахстан решил подстраховаться еще и с помощью НАТО, а в альянсе знают эти болевые точки среднеазиатских республик и пользуются ими.
«Наши действия направлены исключительно на миротворческие мероприятия. То есть мы будем отрабатывать миротворческие операции на случаи, когда, например, существуют две противоборствующие стороны, а мы пытаемся не позволить им между собой воевать. Никаких отработок антитеррористических операций на данных учениях не будет», - раскрывает замысел СО-2013 помощник начальника оперативного отдела центрального командования сухопутных войск США Кен Робертс. Его слова совпадают с нашим предположением.
Такие же сценарии рассматриваются и российским военным руководством совместно с партнерами по ОДКБ (в том числе Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном). Страны СНГ уже участвовали в похожих миротворческих учениях «Нерушимое братство» в 2012 году. Аналогичные учения в Челябинской области запланированы в РФ и в октябре 2013 года.
Военные эксперты оценивают активность НАТО у российских границ негативно.
«Нет ничего плохого, что союзники и партнеры России активно сотрудничают со странами НАТО. Это их право. Однако если такие отношения затрагивают интересы России и ее союзников, то, конечно же, они должны корректироваться», - считает член-корреспондент Академии военных наук Эдуард Родюков.
Он обращает внимание на то, что НАТО стремится укрепиться в Центральной Азии и готовится к возможному миротворческому участию в урегулировании конфликтов, которые могут здесь произойти. «Такое участие НАТО мы уже наблюдали в Косово на Балканах, в Ираке, Ливии и т.п. Если НАТО также будет действовать в Центральной Азии, то, кроме деструктивности, ничего хорошего ожидать от альянса не приходится», - предвидит он.
С другой стороны, Россия пока почему-то медлит с активным вмешательством в начинающую становиться неприятной ситуации, хотя могла бы задействовать широкий военно-дипломатический инструментарий и другие рычаги (экономические, политические, культурные и т.п.), чтобы ограничить активность НАТО на постсоветском пространстве, считает военный эксперт, полковник Владимир Попов.
«Если у нас со странами СНГ есть обязательства, связанные с коллективной обороной, то и действовать, строить свои отношения они должны с НАТО исходя из них. Россия может найти способы, чтобы ее союзники сотрудничали с Североатлантическим альянсом исходя из общих интересов безопасности Содружества, а также принципов, изложенных в документах ОДКБ», - говорит Попов. Данные принципы могут быть реализованы нашей страной уже в ближайшее время в связи с ухудшением отношений между РФ и США и возможным расширением НАТО, полагает он.
Александр Романов