Еще Отто фон Бисмарк понимал, что с Балканами проще не связываться.
Безнадежно запутанная ситуация на полуострове «не стоит здоровых костей даже одного-единственного померанского мушкетера», писал когда-то «железный канцлер». И он был абсолютно прав. 24 года спустя после его отставки миллионам немецких солдат пришлось проститься с жизнью на войне, спровоцированной пресловутым покушением на Балканах. То, что войны не избежать, стало понятно еще за год до ее начала, в июле 1913 года. Так называемая Вторая балканская война стала, по сути, предвестником Первой мировой.
Все те обстоятельства, которые в июле 1914 года привели к большой войне, годом ранее переплелись в «гремучую смесь» на Балканах: зашкаливающие националистические настоения, бессильные политики, жажда наживы и непонятные политические образования в течение всего нескольких месяцев привели к массовой гибели и переселению людей. И любое обострение ситуации имело отрицательные последствия за пределами региона. Потому что хотя в те времена еще и не было интернета, мир уже тогда был невероятно глобализован.
На Балканах столкнулись две основные тенденции мировой политики. На одной чаше весов находились все более агрессивные стремления балканских стран к определению «национальных границ». На другой – конкуренция европейских держав за влияние на континенте. Сфера, в которой эти линии пресеклись, была названа Восточным вопросом, чей важнейший аспект, Македонский вопрос, стал искрой, из которой разгорелась вся война.
На повестке дня – убийство
Под Восточным вопросом подразумевалась проблема, связанная с развитием ситуации вокруг постепенно умиравшей Османской империи. Россия стремилась на Босфор. Англий защищала статус-кво, и обе державы боролись за влияние в Центральной Азии.
Беспомощность турок стала наиболее очевидна на Балканском полуострове, где их бывшие христианские подданные сербы, греки, черногорцы, румыны и болгары основали собственные назависимые государства. Во всех этих странах были крайне сильны националистические настроения, главной целью которых являлось объединение всех людей соответствующей национальности. Однако это было практически невозможно, потому что география оседлости представителей той или иной национальности была весьма обширна. Кстати, с теми же самыми проблемами столкнулась Югославия в 1990-х годах, когда ей пришлось пережить кровопролитную гражданскую войну.
Символом этого кровопролития была Македония (по сути, георгафический центр полуострова), по-прежнему принадлежавшая Турции. Потому что, в отличие от нынешнего времени, македонский не был признан отдельным и самостоятельным языком. Болгары и сербы призывали славян-македонцев на свою сторону, греки приводили исторические аргументы в свою пользу. И конечно же, на этой территории жили также люди, говорившие на албанском, румынском и турецком языках.
За каждой нацией стояла та или иная держава, стремившаяся укрепить собственное влияние в регионе. Россия делала ставку на Сербию, тогда как Англия и Франция – на Грецию. Австро-венгры были крайне озадачены развитием ситуации на Балканах, потому что царивший там национализм угрожал их власти над миллионами южных славян. Кроме того, был велик риск потери значительной части Венгрии в пользу Румынии. Вдобавок ко всему албанские националисты настаивали на образовании собственного государства.
Болгары под Стамбулом
После того, как Австро-Венгрия в 1908 году аннексировала Боснию и Герцеговину и, по мнению других сторон, непропорционально усилила собственные позиции, ее соседи, а также Россия жаждали реванша. Поэтому причины Первой балканской войны, разразившейся в 1912 году, были, в общем-то, понятны. Черногория, Болгария, Сербия и Греция в течение нескольких часов объявили войну Османской империи. Последняя незадолго до этого в Ливии потерпела тяжелое поражение от Италии и располагала всего 300 тысячами солдат, которые к тому же были плохо обеспечены. Через несколько месяцев союзники изгнали из Европы последние турецкие силы, а болгарские войска дошли почти до самого Стамбула.
Однако уже тогда стало понятно, что борьба против общего врага не отменила внутреннюю конкуренцию среди союзников. За несколько часов до того, как болгары достигли Салоников, в город вошла греческая армия, хотя согласно совместному плану военных действий, перед ней стояли совсем другие задачи. А к северу от Салоников имели место столкновения между сербскими и болгарскими частями.
Лишь с большим трудом крупным державам во главе с Великобританией удалось тогда добиться мира. Россия угрожала даже военной интервенцией на стороне Турции с тем, чтобы изгнать болгарские силы с Босфора. В соответствии с Лондонским договором от 30 мая 1913 года, Османская империя отказалась от всех своих владений на Балканах вплоть до окрестностей Стамбула.
Австрии не повезло
Кроме того, албанцам по данному договору было дозволено основать собственное государство, что привело к новому всплеску националистических настроений среди их соседей. Не повезло при этом Австрии, которая с основанием Сербии рассчитывала получить доступ к Адриатическому морю, что, впрочем, вызвало возмущение со стороны Росиии. Очень скоро сотни тысяч мусульман были изгнаны с их привычных территорий, а несколько десятков тысяч были уничтожены.
Мюнхен и Москва
По сравнению с Сербией и Грецией, Болгарии удалось получить довольно скромные дополнительные территории, хотя в решающей фазе военных действий она внесла наиболее важный вклад в победу, а в войне участновали до 600 тысяч болгарских солдат. Ранее, в 1885 году, молодой болгарской армии удалось победить сербов, и, полагаясь на собственную силу, 29 июля 1913 года Болгария напала на Сербию и Грецию.
Но их армии сумели выдержать этот удар и к тому же получили поддержку извне. Румыния увидела возможность поучаствовать в разделе завоеванных территорий и атаковала едва защищенную северную границу Болгарии. В новую войну ввязалась и Турция, не желавшая мириться с потерей Эдирне. Спустя несколько недель Болгария, до того считавшаяся сильнейшей страной на Балканах, вынуждена была капитулировать.
В Бухарестском мирном договоре от 10 августа 1913 года Болгарии пришлось отказаться почти от всех своих завоеваний после Первой балканской войны. Лишь Западная Фракия осталась в ее владениях. Румыния получила южную часть Добруджи. Греция и Сербия едва не вступили в новый конфликт из-за Македонии. Вскоре после этого Турция, согласно Константинопольскому договору, получила обратно Эдирне.
Втянутыми оказались Германия и Франция
Крупным державам с трудом удавалось сохранять мир между собой. Им пришлось убедиться в том, что их более мелкие союзники, особенно их радикальные националистические силы, оказались едва управляемыми. Россия могла быть довольна завоеваниями Сербии и по этой причине все больше и больше попадала в поле зрения Австрии. Ее славянские подданные, глядя на успехи Сербии, чувствовали себя все более уверенно и требовали большей автономии. Однако за Австрией и Россией стояли их союзники Германия и Франция, которые, таким образом, тоже оказались втянутыми в балканский конфликт.
Болгария, между тем, связывала собственное будущее с Австрией и Германией, логичным следствием чего явилось ее вступление в войну в 1915 году на стороне центральных держав. К этому же альянсу присоединилась в конечном итоге и Османская империя. Это стало лишним доказательством тому, что пропаганда Балканских войн, утверждавщая, будто их целью являлась защита Запада от ислама, имела мало общего с действительностью.
Жажда реванша определяла отношения между балканскими странами на протяжении еще нескольких десятилетий. Не случайно Румыния и Болгария позднее поддержали Гитлера – они надеялись на пересмотр собственных границ.
Совсем в другом аспекте Балканские войны явились началом пути, ставшего впоследствии одной из основных «форм жизни» в XX веке, а именно «обмена населением», допустимого в соответствии с международными правовыми нормами. Болгария и Турция договорились тогда, что мусульмане должны вернуться в Турцию, а христиане, населявшие Восточную Фракию, должны были обрести новую родину в Болгарии.
Эвфемизм под названием «обмен населением»
Это явление, иносказательно названное «обменом населением», было оформлено в Лозанском договоре 1923 года, который подвел черту под Греко-турецкой войной и привел к переселению 1,2 миллиона христиан из Турции и примерно 500 тысяч мусульман из Греции.
Легенда крепости Осовец
Несмотря на страдания затронутых этой договоренностью людей, данный шаг имел положительные последствия, потому что партизанские войны, которые балканские страны вели за собственную свободу, как правило, выливались в геноцид и изгнание населения с насиженных территорий. Только после Первой балканской войны бежать пришлось полумиллиону мусульман. Примерно столько же из них были убиты. Не менее ожесточенно христиане боролись и друг против друга, следствием чего также становилось массовое переселение народов. Благодаря «обмену населением» межэтнические конфликты стали менее кровавыми.
Таким образом, история дважды подтвердила правоту Бисмарка. Балканы оказали влияние на историю Германии не только выстрелами в Сараево в 1914 году, оборвавшими жизни эрцгерцога Франца-Фердинанда и его супруги Софии Гогенберг, но и пунктами нескольких договоров, ставшими впоследствии образцом для изгнания немцев после Второй мировой войны.
Бертольд Зеевальд