«Карфаген должен быть разрушен», – сказал египетский генерал Абд аль-Фаттах ас-Сиси и приказал стрелять в демонстрантов на каирских площадях. После нескольких предупреждений и попыток договориться со сторонниками «Братьев-мусульман» полиция ворвалась на территорию двух лагерей, разбитых в каирских районах Гиза и Наср-Сити, и открыла огонь по протестующим. После сражений на поле боя осталось 280 трупов (по оценкам «Братьев-мусульман», все пятьсот).
Этот день стал самым кровавым в истории постреволюционного Египта, потому что пока генералу ас-Сиси все-таки не удалось перещеголять президента Хосни Мубарака. Тот 28 января 2011 года положил почти тысячу человек. Кстати, сегодня Мубарак, последний фараон, который доживает свои дни в тюремном госпитале, наверняка потирает руки. После двух с половиной смутных лет Мубарак, одетый в полосатую пижаму, вполне может сказать сакраментальную фразу «Я же вам говорил!». А другой президент, исламист Мухаммед Мурси, который содержится под стражей в неизвестном месте, наверняка успел отгрызть себе оба локтя. Ведь ровно год назад именно он провел перестановки в египетской армии и назначил ас-Сиси министром.
Но человек в погонах не оценил красивого жеста и 30 июня провел то, что получило в Египте название «революционный переворот» против своего благодетеля. Сколоченное на скорую руку движение «Тамарруд» вывело на улицы миллионы недовольных новой властью – среди них были и те, кто в самом деле считал правление Мурси большей опасностью для Египта, и те, кто ранее был приближен к большой военной и партийной кормушке. А еще через два дня протестов бравый генерал Абд аль-Фаттах ас-Сиси потребовал от законно избранного президента подать в отставку и, когда тот не послушался, бросил непокорного в каземат для острастки.
К другим недовольным, то есть к сторонникам арестованного президента, ас-Сиси был еще менее снисходителен. Он назвал их «террористами и провокаторами» и потребовал немедленно очистить территорию и положить конец «беспорядкам». Ошеломленные такой прытью исламисты, которые наивно поверили в то, что победа на демократических выборах обеспечит им власть, вначале растерялись, а затем вошли в свое привычное амплуа преследуемых жертв. Бойня на площади Рабаа аль-Адавия наверняка войдет в героический эпос движения как поворотный момент, один из новых подвигов Геракла. Теперь обе стороны, наверное, могут праздновать победу: военным удалось зачистить лагеря исламистов, а сами исламисты совершили обряд очищения кровью и из ненавидимых народом властителей Египта перешли в статус «униженных и оскорбленных». В современном Египте гораздо легче быть такими. Хотя на самом деле после драматических событий в Каире все слои египетского общества должны расписаться в собственной несостоятельности, поставить себе двойку и надолго встать в угол.
Джинн в казарме
Египетская армия и полиция в очередной раз показали, какая пропасть пролегает между этими структурами и демократией, за которую боролись демонстранты на Тахрире в 2011 году. И действительно, после 59 лет правления в Египте военной диктатуры (стоит называть вещи своими именами) иначе быть и не могло. Полицию всегда использовали для подавления протестных настроений, а армия, которая контролирует около 40 процентов экономики страны, была одним из главных бенефициаров режима, созданного в 1952 году «Свободными офицерами».
Сегодня обе эти силовые структуры продолжают по старинке использовать снайперов на крышах, совершать сексуальные преступления против демонстрантов и задержанных активистов и вообще вести себя так, как будто страна по-прежнему находится у них в кармане. Любая армия по определению не приспособлена и не заточена под то, чтобы управлять государством, но за неимением альтернативной структуры, способной обеспечить стабильность, египетские военные милостиво соглашаются взять этот труд на себя.
«Братья-мусульмане» и соловьи-разбойники
После провального года Мурси у власти, на протяжении которого «Братья» усиленно набивали карманы, создавали свои собственные силовые структуры и проводили шариатские законы, египетские исламисты так и не поняли, что лозунг «Ислам – это решение» – всего лишь лозунг. Или сделали вид, что не поняли. В любом случае правила демократической игры подходили им как перчатка, но только один раз. В тот самый раз, когда они получили максимальное количество голосов на выборах и пришли к власти.
Далее такие термины, как «демократия», «толерантность» и плюрализм, уже не важны. А чуть позже выяснилось, что демократия или по крайней мере демократия площадей – вообще вещь ненадежная. Год назад на Тахрире миллионы чествовали первого «гражданского» президента Мухаммеда Мурси, а в июне этого года его же рисовали в нацистских погонах. Весь последний месяц лидеры египетских исламистов накачивали своих сторонников идеологией великомучеников, призывая их отдать жизнь за веру и «Братство», вместо того чтобы попробовать вступить хоть в какой-то диалог со своими противниками.
Принципиальные либералы
Не лучше обстоит ситуация и в либеральном лагере Египета. Там продолжается грызня, которая не позволяет вафдистам, насеристам и прочим, кого нередко ошибочно записывают в либералы, наконец объединиться и создать единый фронт. Силы воли противникам исламистов хватило лишь для того, чтобы избавиться от ненавистного Мурси. Но вот в вопросе о том, что делать дальше, единства мнений пока нет. Даже сколоченное военными временное правительство разделилось на две части, которые не могут договориться между собой о том, что нужно делать с непокорными исламистами. Одни предлагали отключить им свет, вторые призывали к силовому варианту.
Победили, как известно, вторые, ну а первые возмущенно всплеснули руками и ушли в отставку. Так оно, конечно, спокойнее, да вот только страной теперь управлять некому. Безусловно, в нынешнем руководстве Египета хватает людей, которые будут очень рады, если все те, кто по-прежнему пытается играть по правилам, уйдут в небытие – и больше всего этому будет рад генерал Абд аль-Фаттах ас-Сиси. Он сейчас пытается изобразить из себя реинкарнацию покойного Гамаля Абд аль-Насера, легендарного, но очень неоднозначного египетского президента.
В проигравших, как всегда, египетский народ. Древняя египетская пословица гласит, что терпение благо, но похоже, что даже неиссякаемые запасы египетского терпения подходят к концу. Когда кончается терпение, начинается отчаяние, после чего приходит отрезвление и желание действовать. Египтянам предстоит нелегкая задача – приподнять себя за волосы и вытащить свою страну из болота междоусобицы и экономического кризиса. А пока египтяне мрачно шутят, что если бы у Египта был Фейсбук, в разделе «статус» можно было бы написать «Failed state» – «несостоявшееся государство».
Ксения Светлова