Мечта любого творческого человека — создать шедевр, который станет культурным достоянием и обеспечит безбедную старость. Второе, к сожалению, в жестоком мире шоу-бизнеса удаётся не всем. Поэтому, прежде чем бросить скучную работу в офисе и отправиться в Голливуд, предлагаем вам прочесть подборку о кинодеятелях, проливавших кровь, пот и слёзы, но потерпевших крах (в определённом смысле).
«Жизнь Пи» — обанкротившаяся студия спецэффектов
«Жизнь Пи» (по роману Янна Мартела) — это философский фильм о путешествии юноши по бескрайним океанским просторам на маленькой шлюпке в компании свирепого бенгальского тигра. Такой сюжет долгое время считался непригодным для съёмок. В самом деле, не мог же Энг Ли, режиссёр фильма, посадить в одну лодку с актёром настоящего хищника! Однако в 2012 году «Жизнь Пи» всё же вышел на экраны — и оказался весьма успешным. Картину представили на «Оскар» сразу в 11-ти номинациях. В итоге фильм собрал четыре статуэтки, в том числе за лучшие визуальные эффекты, созданные компанией Rhythm&Hues. Кроме того, у «Жизнь Пи» отличные кассовые сборы — более $600 млн.
Провал
Несмотря на всё это, Rhythm&Hues вскоре после выхода фильма обанкротились. Как такое возможно? Главным образом из-за несовершенства самой индустрии — компании, создающие спецэффекты, вовлекаются в априори убыточную бизнес-модель: киностудии в целях экономии заключают контракты со студиями визуальных эффектов с фиксированной платой, что означает, что все дополнительные расходы (доработки, переделки и прочее) ложатся на плечи Rhythm&Hues и других подобных компаний. А этих доработок может быть невероятно много.
R&H — не единственная студия, попавшая в ловушку контрактов с фиксированным гонораром. Подобная история случилась и с AV Concepts, создавшей голограмму Тупака Шакура. Увы, это тенденция.
Работа на студиях визуальных эффектов — одна из самых неблагодарных в Голливуде. CG-специалисты не получают сверхурочных, даже трудясь по ночам, у них нет практически никаких льгот и социальных гарантий. Так почему же этим всё ещё кто-то занимается? Ветеран спецэффектов Скотт Росс утверждает, что большинство художников и аниматоров работают не ради денег — они просто любят свое дело.
2. «Великий диктатор» — изгнание Чаплина
«Великий диктатор» — один из лучших фильмов гениального Чарли Чаплина. Едкая политическая сатира, высмеивавшая нацизм и Гитлера, обеспечила картине грандиозный коммерческий успех, кроме того, лента спровоцировала нешуточный общественный резонанс. Считается даже, что именно «Великий диктатор» в большой степени сформировал американское общественное мнение в пользу войны. А финальная четырёхминутная речь Чаплина до сих пор актуальна.
Провал
С другой стороны, фильм запретили в Перу, Испании и Японии. А в США им заинтересовалось ФБР, обвинив Чаплина в «преждевременном антифашизме». Это стало началом конца американской карьеры великого комика, так как его заподозрили в антиамериканской деятельности и грозились даже вызвать в Сенат для дачи показаний. А следующий фильм мэтра (комедия убийств «Месье Верду») подвергся жёсткой цензуре и на премьере был освистан.
Эдгар Гувер
Нажим со стороны ФБР усиливался. У Эдгара Гувера (главы Бюро) к концу 1940-х годов было собрано внушительное досье на «антиамериканского коммуниста». Когда Чаплин в 1952-м году отправился в Лондон на премьеру своего нового фильма «Огни рампы», правительство США закрыло для него въезд обратно в страну, а «Огни рампы» были запрещены к показу как коммунистическая пропаганда. Америка больше не хотела иметь ничего общего с Чаплиным. И он ответил тем же: великий актёр и режиссёр не снял в США больше ни одного фильма.
В 1972-м году Чарли Чаплин вернулся в Соединённые Штаты, чтобы получить свой второй «Оскар». Правительство выдало ему для этого краткосрочную визу. Овации зрителей на церемонии награждения длились более 12 минут.
3. «Эта прекрасная жизнь» — крах режиссёрской карьеры
«Эта прекрасная жизнь» — один из самых популярных фильмов в мире. Он считается классикой мирового кинематографа. Для американцев эта картина почти как «Ирония судьбы» для русских — её каждый год показывают по центральным каналам накануне Рождества.
Провал
К сожалению, именно этот великолепный фильм поставил крест на карьере его создателя, Фрэнка Капра — американского режиссёра и продюсера итальянского происхождения, пользовавшегося бешеной популярностью в середине прошлого столетия. Капра был очень влиятельной фигурой в Голливуде, что позволило ему в 1945-м году основать собственную независимую киностудию «Liberty Films». «Эта прекрасная жизнь» стал первым фильмом, выпущенным на ней. И последним.
Оскароносный фильм разорил Капра: бюджет фильма составил $3 180 000, однако, красивая рождественская сказка так полюбилась публике, что картина как-то незаметно перестала быть коммерческим проектом и стала национальным достоянием. Из-за убытков Капра был вынужден продать «Liberty Films». Впоследствии он назвал «Самую прекрасную жизнь» смертельным ударом по своей профессиональной карьере. Капра продолжал снимать до 1961-го года, однако его фильмы уже не вызывали прежнего отклика у публики, а сам режиссёр, как и Чаплин, впоследствии был обвинён в антиамериканской деятельности.
4. «Путешествие на Луну» озолотило всех, кроме режиссёра
«Путешествие на Луну» — первый научно-фантастический фильм в истории кинематографа с умопомрачительными для своего времени спецэффектами и головокружительным сюжетом. Его режиссёр Жорж Мальес — один из основоположников мирового кинематографа, оказавший влияние на творчество Мартина Скорсезе и других известных кинематографистов. Технологичность и сюрреалистичность обеспечили фильму огромный успех. Но не Жоржу Мальесу.
Провал
Мари-Жорж-Жан Мельес
Мари-Жорж-Жан Мельес собирался «прокатить» картину на растущем американском кинорынке и тем самым сорвать куш. Однако у изобретателя и впоследствии заклятого врага Мальеса Томаса Эдисона были другие планы.
Он считал себя владельцем патентных прав на кинотехнологии, и в связи с этим, как истинный монополист, полагал, что имеет право копировать и распространять чужие фильмы, ни цента не платя режиссёрам. «Путешествие на Луну» стал хитом продаж.
На беду у Мельеса была ещё и своя киностудия — «Стар фильм». С 1896-го по 1913-ый годы режиссёр снял на ней более 500 фильмов. Но из-за патентных амбиций Эдисона Жорж Мельес не получал за них прибыль. В 1914-м году бедняга Мельес сжёг негативы пленок и продал студию конкурентам. Остаток жизни он проработал продавцом игрушек. Признание пришло к режиссёру лишь в 1932-м году, за 6 лет до смерти.
5. «Неприкаянные» — фильм-убийца
Мало кто знает, но у «Неприкаянных» была очень впечатляющая съемочная группа. Автор сценария — знаменитый прозаик Артур Миллер. Режиссёр — Джон Хьюстон, снявший такие шедевры, как «Сокровища Сьерра Мадре», «Честь семьи Прицци» и другие. Главная мужская роль — Кларк Гейбл (Ретт Батлер из «Унесенных ветром»). Главная женская роль — блистательная Мэрилин Монро. Казалось бы, что ещё нужно для успеха?
Провал
Артур Миллер
Однако для самой звездной команды фильм стал роковым. Артур Миллер написал «Неприкаянных» перед свадьбой с Мэрилин Монро — пара распалась ещё до премьеры фильма. У Мэрилин же во время съемок случилась передозировка препаратов, которые она принимала, борясь с депрессией. Актрису с трудом удалось вернуть к жизни, но студия не могла позволить себе длительного простоя съемок, поэтому на реабилитацию ей дали всего две недели. Игра Монро в «Неприкаянных» подверглась жёсткой критике, из-за чего секс-символ1950-х впала в ещё более глубокую депрессию и через год после выхода картины скончалась.
Кларк Гейбл, взявшийся самостоятельно выполнять все трюки, умер на съемочной площадке от сердечного приступа. Хьюстон после съемок пристрастился к алкоголю.
Благополучно работа над «Неприкаянными» закончилась только для Монтгомери Клифта (исполнителя одной из ведущих ролей). Но 22 июля 1966-го года, когда фильм показывали по ТВ, личный помощник спросил актера, будет ли он смотреть картину, на что Клифт категорично ответил: «Ни в коем случае!». В эту ночь он скончался.