С окончанием холодной войны страны Центральной и Восточной Европы начали постепенно превращаться в демократические государства свободного рынка, около миллиарда человек смогли выйти из бедности, а разрушительные конфликты были урегулированы при помощи американской силы и многосторонней дипломатии. Практически все эти достижения отчасти зависели от американской мощи и всеобщего принятия того факта, что она эффективна, пишет советник Маргарет Тэтчер Джон О'Салливан в The Times
Сегодня можно констатировать, что в 2008 году два события - оставшееся безнаказанным нападение России на Грузию и мировой финансовый кризис - положили конец мировому устройству, сложившемуся после падения Берлинской стены, говорится в статье.
Больше других от кризиса пострадала Америка. Растеряв значительную часть силы и репутации, мировой "гегемон" захотел уйти с ринга. Беда в том, что теперь в мире нет силы, выступающей посредником и принуждающей к урегулированию. За прошедшие 25 лет двоевластие сперва сменилось единовластием, а затем и безвластием, сожалеет О'Салливан. В результате "плохие парни" из числа государств и негосударственных организаций могут удовлетворять свои амбиции без оглядки на Вашингтон.
Скромная внешняя политика США может быть еще и очень сбивчивой, что хорошо видно на примере Египта, продолжает автор. Сначала Америка поддержала исламистов и "арабскую весну", потом - президента Мурси, предавшего идеалы "арабской весны", затем ничего не предприняла, чтобы предотвратить переворот, а теперь просто в ужасе вскидывает руки,
Даже если бы у Соединенных Штатов была четкая программа действий, их репутация и способность к вмешательству уже не те, что прежде, продолжает О'Салливан. Апогеем американского могущества было взятие Багдада, однако затем иракская кампания пошла неудачно.
В настоящее время мир живет в эпоху, напоминающую "роковой разрыв" 1945-1948 годов - время между Ялтинской конференцией и "декларацией Трумена", считает О'Салливан. Американские войска ушли из Западной Европы, оставив ее жителей голодать и замерзать, а Сталин постепенно поглотил Восточную Европу.
В конечном итоге США вернулись в Европу с планом Маршалла и создала НАТО, чтобы европейские страны могли восстанавливаться и развиваться под защитой американской военной мощи. Это произошло не случайно, а благодаря тому, что американские и европейские политики объединились, чтобы воплотить в жизнь свое видение западного мира. Такое видение необходимо и сегодня, причем не только в Вашингтоне, но и в Берлине, Париже и Лондоне, уверен ветеран политики.
The Times