На подходах к Брянску застряли уже около 1000 вагонов с украинскими товарами. Около 500 вагонов стоят на станции Брянск-Льговский и еще около 450 - на подходах к ней. Федерация работодателей Украины заявила, что российская таможня практически полностью перекрыла импорт украинских товаров с 15 августа - все украинские поставщики были признаны "рисковыми" и занесены в соответствующий список.
По оценке Федерации работодателей Украины, потери страны от действий России могут достичь во втором полугодии 2,5 млрд. долларов. Премьер-министр Украины Николай Азаров уже поручил правительству разобраться в проблемах с экспортом украинских товаров, для чего формируется специальная рабочая группа. В ответ правительство России заявило, что к этой ситуации оно не имеет никакого отношения, а соответствующее решение приняла Федеральная таможенная служба.
Российские таможенники, в свою очередь, не подтвердили и не опровергли эту информацию, отказавшись от комментариев прессе. И только глава комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Слуцкий высказался вполне откровенно: он заявил, что проблемы с прохождением украинскими товарами российской таможни, связанные с бюрократическими процедурами, вызваны тем, что Украина до сих пор не является членом Таможенного союза.
Глава украинской парламентской оппозиционной фракции "Родина" Арсений Яценюк заявил, что Россия, блокируя ввоз украинских товаров, нарушает соглашение о свободной торговле в рамках СНГ и базовые принципы ВТО. По его словам, такие действия России являются давлением на Украину, "фактически принуждением к вступлению в Таможенный союз". Яценюк назвал сложившуюся ситуацию "торговой войной, которая приобрела угрожающие масштабы".
Впрочем, стоит напомнить, что первой эту "войну" развязала вовсе не Россия, а сама Украина.
С 14 марта 2013 года она ввела специальные пошлины в размере 6,46 % на автомобили с объемом двигателя больше 1000 куб. см., и 12,95 % - с объемом двигателя больше 1500 куб. см. В ответ Россия от лица Таможенного союза обратилась в ВТО с уведомлением о намерении принять компенсационные меры из-за ущерба от введения Украиной пошлины на импорт автомобилей. Правительство заявило, что автомобильный налог на Украине нанесет ущерб российскому экспорту автомобилей на сумму 328 млн. долларов. И чтобы компенсировать убытки, Россия оставляет за собой право взимать пошлины в размере 0,1 евро за 1 кг. украинского шоколада, 54 % - на импорт угля и 15 % - стекла.
Руководство ВТО признало эти действия правомерными, и следом глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко заявил, что у российской санитарной службы появились претензии к кондитерской продукции, которая поставляется с территории Украины. "В последнее время все большую тревогу у службы вызывает качество кондитерских изделий, поступающих с Украины. В первую очередь, вопросы вызывает продукция компании "Рошен", - сообщил Онищенко. Далее последовал запрет на экспорт украинского шоколада.
Проблемы у украинских экспортеров на российской таможне начались еще в конце июля, сообщила Федерация работодателей Украины. Сотрудники таможни, по мнению организации, без всяких причин проверяли все украинские товары, заставляя выгружать их. Правда, грузовладельцы в сложившейся ситуации для ускорения доставки могут не растаможивать груз непосредственно на границе, а присвоить ему статус таможенного транзита и растаможить уже по месту прибытия. Но на Украине уже говорят о полной остановке украинского экспорта в Россию на неопределенный срок. Как передает "Интерфакс" со ссылкой на сообщение Федерации работодателей Украины, задержка может продлиться не один месяц.
Причина в том, что Украина предпочла европейскую интеграцию, а не Таможенный союз, что не понравилось России, заявил РБК daily директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. Однако он убежден, что на решение Киева это не повлияет: "Зная характер Януковича, я уверен, что он не будет отказываться от подписания соглашений с Евросоюзом".
Напомним, что 28-29 ноября в Вильнюсе должно состояться подписание соглашения об ассоциированном членстве и свободной торговле Украины и ЕС. А действия России призваны этому помешать, считает президент Украинского союза промышленников и предпринимателей Анатолий Кинах. О том же заявила депутат Верховной Рады от фракции "УДАР" Оксана Продан. Она призвала правительство своей страны инициировать рассмотрение этого вопроса в ВТО, членами которой являются и Россия, и Украина.
Между тем, интерес правительства России к вступлению Украины в Таможенный союз вызывает сомнения. Дело в том, что эта организация не выполняет своих функций и создает для экономики страны серьезные проблемы.
"Во внешней торговле России с Белоруссией и Казахстаном происходит резкий провал - внешнеторговый оборот сжался на 2,6 %, при спаде российского экспорта на 5,2 % и продолжающемся росте импорта на 2,5 %, - говорит старший аналитик ИК "Риком-траст" Владислав Жуковский. - Поэтому неудивительно, что профицит внешней торговли России со странами-членами единого экономического пространства Таможенного союза сократился на 13,6 % - с 62,5 млрд. долларов в январе-марте 2012 года до 54 млрд. долларов в аналогичном периоде текущего года".
Впрочем, и вся внешняя торговля России переживает не лучшие времена. Хуже всего обстоят дела с внешнеэкономическими связями России со странами ближнего зарубежья. Если в страны дальнего зарубежья экспорт России в годовом выражении сократился на 3,4 %, то в страны СНГ, которые должны стать фундаментом для экономической, валютно-финансовой, структурно-технологической, научно-технической и военно-политической интеграции, объемы экспорта обвалились на 13,4 %.
Тем временем, по статистике ФТС, объем украинского импорта в Россию в январе-июне 2013 года составил 7,8 млрд. долларов. Это больше, чем было ввезено из любой другой страны СНГ, включая партнеров России по Таможенному союзу - Казахстан и Белоруссию. Основные импортируемые товары - железнодорожная техника, черные металлы и изделия из них (прежде всего, трубы), электрооборудование, химическая продукция, бумага, автомобили. Из потребительской продукции - шоколад, молочная продукция, алкоголь, мясо, мебель. И зачем правительству нужно загонять Украину в Таможенный союз, абсолютно неясно.
Тем более, что отток капитала из России через схемы фиктивного импорта из стран Таможенного союза - Белоруссии и Казахстана - идет по нарастающей, и никакие меры против этого пока не приносят результата. В связи с этим Банк России настаивает на более жестких мерах - принципиальном отказе российских банков проводить сомнительные клиентские операции с торговыми участниками Таможенного союза.
В "Вестнике Банка России" опубликовано письмо ЦБ с новыми рекомендациями российским банкам по борьбе с фиктивным белорусским и казахстанским импортом. И хотя очередное "антиотмывочное" письмо носит рекомендательный характер, его риторика значительно жестче, чем раньше, указывают эксперты. "По сути, это прямой запрет на подобные операции, его игнорирование чревато санкциями со стороны регулятора", - заявил "Коммерсанту" руководитель службы внутреннего контроля одного из банков.
В такой ситуации банку, который захочет финансировать торговые сделки в рамках Таможенного союза, придется принимать решение на свой страх и риск. И при таком раскладе банкам будет проще отказаться от них, чем рисковать лицензией, считают эксперты. В результате, жесткие меры ЦБ могут сократить объем таких операций даже у тех игроков, для которых они являются значимым бизнесом. И кто тогда будет финансировать торговлю в Таможенном союзе?
Вывод один: дыры в таможенном законодательстве союза финансовые власти пытаются закрыть усилением надзора за банками. По мнению экспертов, отсутствие результата от ранее принятых мер по противодействию оттоку капитала через границы ТС говорят о том, что сама проблема глобальнее, чем инструменты ее решения. Последние пока больше способствуют усилению давления на банки, чем сохранению капитала в стране. В такой ситуации нет никакого смысла добавлять к уже существующим каналам утечки капитала из России еще один - Украину.
Олег ГЛАДУНОВ