Работая в условиях строгой секретности, российские и американские ученые совместно организовали очистку Семипалатинского полигона в Казахстане, где находились сотни фунтов плутония и высокообогащенного урана, сообщает The New York Times, ссылаясь на недавно опубликованный доклад Belfer Center for Science and International Affairs (Гарвард). Журналистка Эллен Барри поясняет: этого объема хватило бы, как минимум, на дюжину атомных бомб. Между тем ядерными материалами могли бы запросто завладеть сборщики металлолома, которые орудовали на полигоне.
Работы финансировались США и обошлись в 150 млн долларов. Американские атомщики опасались, что ядерными материалами завладеют террористы.
В 1998 году на полигоне впервые побывал Зигфрид С.Хекер, экс-директор Национальной лаборатории Лос-Аламос. Ворота не охранялись. Хекер поразился, обнаружив, что сбор металлолома проводился в промышленном масштабе: километры кабеля (кстати, радиоактивного) выкопаны и проданы китайским скупщикам. Тогда Хекер заключил, что ядерные материалы на полигоне "легко доступны любому, кто придет".
Хекер говорит, что понимает скрытность россиян: в штольнях американцы могли узнать тайны российского атомного оружия. Но Хекер вспоминает, что неофициально встретился с Радием Икаевым (газета называет его "директором первой советской лаборатории ядерного оружия"), показал ему фото полигона... И "кучка российских ученых начала делиться информацией".
Газета приводит детали: в горах Дегелен состоялись 209 ядерных испытаний в 181 штольнях. В неразорвавшихся устройствах сохранились чистый плутоний и высокообогащенный уран.
Хекер обратился и к американским чиновникам. В 1999 году была заключена договоренность: США финансируют очистку полигона, Россия предоставляет информацию и специалистов, Казахстан проводит работы. "Мало-помалу команда начала заливать ядерные материалы бетоном, делая их практически непригодными для бомб", - говорится в статье. В октябре 2012 года работы завершились.
The New York Times