Использование социальной сети, по-видимому, делает людей более несчастными, — приходит к выводу британский журнал Economist. Аналитики утверждают, что те, кто сумел не поддаться импульсу и не зарегистрировался на Facebook, несомненно, испытают чувство удовлетворения и собственной правоты, когда прочтут результаты последних исследований.
Исследование, на днях опубликованное Общественной Научной Библиотекой (Public library of Science), авторами которого стали Итан Кросс (Ethan Cross) из Университета Мичиган и Филипп Вердуйн (Philippe Verduyn) из Католического Университета Левен в Бельгии, показало, что чем больше человек пользуется Facebook, тем он менее удовлетворен жизнью.
Анализ ученых совершенно очевидно продемонстрировал, что активное использование Facebook связано с такими человеческими «слабостями», как зависть и депрессия, одиночество, и естественно, такими внешними факторами, влияющими на человеческую личность, как социальная напряженность. При этом, следует однако отметить, что конкретно данные исследования носили единичный, не системный характер. Аналитики Economist заостряют внимание на том, что именно поэтому выводы ученых несут в себе опасность неправильного понимания причинно-следственной связи. Исследователи уверены в том, что та категория пользователей Facebook, которая проводит подавляющую часть своего времени в социальных сетях, с высокой долей вероятности гораздо больше других подвержена влиянию негативных эмоций. Кросс и Вердуйн проводили исследование пользователей Facebook на протяжении длительного периода, что и позволило им отследить изменения эмоционального состояния этих людей.
Для проведения исследования были привлечены 82 пользователя Facebook. Эти волонтеры, в возрасте около 20 лет и чуть постарше, разрешили наблюдать аналитикам их активность в Facebook на протяжении двух недель. Пять раз в день они отчитывались о своем душевном состоянии и прямых социальных контактах (телефонных звонках и личных встречах с другими людьми). Кроме того, волонтеры должны были заполнять специально разработанные «вопросники». В качестве напоминания о необходимости отправлять отчеты они получали, с 10 утра до 12 ночи, текстовые сообщения с просьбой заполнить эти вопросники.
В результате анализа результатов «вопросников», исследователи неожиданно обнаружили, что чем больше волонтер пользовался Facebook в период между двумя вопросниками, тем хуже он чувствовал себя в другой раз при его заполнении. Исследователи просили волонтеров дать собственную оценку уровня удовлетворенности жизнью в начале и в конце исследования. Оказалось, что та категория, которая больше пользовалась Facebook, чаще сообщала о снижении уровня удовлетворенности, чем те пользователи, которые редко посещали этот сайт. В то же время наблюдалась положительная связь между количеством прямых социальных контактов, которые были у волонтера, и его самочувствием. Другими словами, чем больше волонтеры общались в реальном мире, тем лучше они ощущали себя во время следующего заполнения вопросника.
Любопытно то, что на эти ощущения и эмоции не оказывали влияния такие важнейшие составляющие, как пол волонтеров, объемы страниц социальных сетей, причины пользования Facebook, изначальная глубина или вообще наличие депрессии, одиночества и самооценки. Ученые исследователи Кросс и Вердуйн в результате проведенных опытов делают неутешительный вывод о том, что Facebook не только не улучшает состояние пользователей, а, напротив, даже приводит к ухудшению их личностного и душевного состояния.
При этом, как справедливо замечают эксперты Economist, это исследование не позволяет выяснить и продемонстрировать факторы, отличающие влияние общения на Facebook от влияния личного общения. Тем не менее, ранее было проведено исследование ученых из Университета Гумбольдта (Humboldt University) и Дармштадтского Технического Университета в Германии (Darmstadt Technical University), которое, как считают британские эксперты, достаточно очевидно демонстрируют эти причинно-следственные факторы. Эти ученые, представившие результаты своих исследований на конференции в Лейпциге в феврале этого года, изучили 584 пользователя Facebook в возрасте 20-ти с небольшим лет. Они обнаружили, что эмоция, которая чаще всех других личностных аспектов подталкивает людей пользоваться Facebook — это зависть. Постоянно сравнивая себя с приятелями, которые подделывают свои фотографии, завышают свои достижения и заимствуют чужие остроты, пользователи Facebook испытывают зависть. Встречи в реальной жизни, напротив, позволяют увидеть настоящее положение вещей у собеседника.
Ни одно из проведенных исследований не проясняет, распространяются ли выводы только на молодых пользователей Facebook. Люди постарше, возможно, более зрелые и их меньше задевают настоящие или выдуманные успехи друзей. Правда, как деликатно заключают авторы Economist, — возможно это и так, однако, лишь «возможно». Британские аналитики утверждают: мало кто сомневается в очевидном факте того, что социальные сети меняют восприятие мира. Новая реальность приносит свои плюсы и минусы. Вопрос состоит в том, чего в этом соотношении больше, и это ключевой вопрос современного цивилизационного развития. Однако ясно одно, — изменить эту тенденцию невозможно.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции ИноСМИ.