"В речи, произнесенной в июне у Бранденбургских ворот в Берлине, президент Обама подтвердил видение, которое он отстаивает со студенческой скамьи: мир без ядерного оружия", - пишет бывший член Совета национальной безопасности США Уильям Ллойд Стирмен в The Wall Street Journal.
"Мы больше не можем жить в страхе от того, что мир будет уничтожен, но, пока ядерное оружие существует, мы никогда не будем находиться в полной безопасности", - заявил президент, предложив сократить ядерный запас США до одной трети.
Могут ли США позволить себе сократить число ядерных боеголовок до тысячи, не подорвав при этом собственную безопасность? - задается вопросом автор статьи. "Я не осознавал настоящей причины, по которой США должны поддерживать свое превосходство в стратегических ядерных вооружениях, до Женевской конференции министров иностранных дел 1959 года", - вспоминает дипломат.
4 октября 1957 года СССР запустил свой первый спутник. Это был переломный момент, поскольку у Советского Союза теперь была ракета, которую можно легко переконструировать в межконтинентальную баллистическую ракету, способную достичь США, говорится в статье.
Успешный запуск спутника так воодушевил Никиту Хрущева, что он отправил США, Великобритании и Франции ноты с требованиями кардинального пересмотра статуса Берлина, пишет Стирмен.
В ответ на требования Хрущева союзники предложили провести встречу в Женеве, вспоминает автор. Конференция началась 11 мая 1959 года. "Во время переговоров западная сторона согласилась на компромиссную версию советского предложения", - отмечает он.
"Я спросил одного из высокопоставленных участников американской делегации, в которую я тоже входил, почему мы были готовы пойти на такие опасные уступки", - пишет дипломат. Он сказал мне, что это связано с "разрывом в ядерных вооружениях", который образовался из-за того, что у СССР теперь были МБР, которых не было у нас.
"Именно в тот момент я впервые осознал, что стратегическое ядерное оружие - это "голубые фишки" в играх большой дипломатии", - пишет Уильям Ллойд Стирмен.
Однако к середине января 1960 года американская разведка заключила - главным образом, на основе данных, полученных во время полетов U-2 над СССР, - что Советы не собирают МБР. "Как только США это поняли, их позиция по Берлину резко изменилась", - рассказывает автор.
"Хотя времена и игроки на мировой арене в значительной степени изменились, я считаю, что все еще крайне необходимо, чтобы США сохраняли то преимущество в "голубых фишках", которое у них может быть", - подытоживает автор.
The Wall Street Journal