Atlantico:
Сегодня все мы делаем куда больше снимков, чем раньше, однако продажи
фотоаппаратов за последние годы упали на 30% или даже на 50% в том, что
касается мыльниц. Формирование этой тенденции связывают с развитием
смартфонов. То есть, сейчас камера смартфона может сделать снимок
сравнимого качества с «мыльницей»?
Жиль Дунес: Это зависит о того, о каком конкретно фотоаппарате и
смартфоне идет речь. В дорогих смартфона установлены камеры с сенсором
по меньшей мере на 8 мегапикселей. На этом уровне заметен значительный
прогресс, так как качество фотографии зависит одновременно от качества
оптики, диагонали поверхности сенсора, а так же размера и качества
формирующих его поверхность фотоэлементов. Вообще, точно такая же
проблема стояла в прошлом с пленочными фотоаппаратами. До недавнего
времени сенсоры смартфонов были меньше, чем у цифровых «мыльниц» и
отставали от них в плане качества, тогда как производители занимались
лишь гонкой мегапикселей по соображениям маркетинга.
Прогресс осуществлялся за счет предварительной программной
обработки снимков, которая позволила смартфонам нагнать «мыльницы»
нижней и средней ценовой категории. Ситуация немного напоминает
швейцарский нож: мы предпочитаем не носить еще один дополнительный
предмет, а просто берем с собой смартфон, тем более что у него есть
встроенные функции для публикации снимков в социальных сетях.
Так, например, в Apple очень серьезно подошли к вопросу и даже сами
занялись разработкой линз объективов, сенсоров и процессоров для
обработки сигнала. Между Apple и Sony наблюдается определенное сближение
в том, что касается некоторых встроенных функций электроники. Sony
испытывает определенные финансовые трудности и, по всей видимости,
продала Apple разработанный ей для собственных устройств функционал.
Прогресс на уровне электроники и программного обеспечения позволил
привить новые функции определенному числу аппаратов для того, чтобы
повысить их ценность в глазах покупателей и увеличить прибыль. Мобильные
телефоны «поумнели» до такой степени, что начали не только делать фото и
видео, но и обрабатывать их с помощью специального ПО. Производители
фотоаппаратов в свою очередь добавили функции общения и навигации в свои
устройства, которые также предлагают все больше встроенных функций по
обработке снимков. В результате не затронутые этими трендами доли рынка
переживают кризис, тогда как в других наоборот наблюдается подъем: мы
видим технологический дарвинизм в действии.
Все это говорит о достигнутом смартфонами прогрессе в плане качества,
а так же позиционирования на рынке. Французская компания DXO, которая
занимается выпуском популярного среди профессионалов специализированного
ПО для исправления дефектов фотоаппаратов на уровне сенсора или
объектива, недавно включила iPhone и смартфоны Galaxy от Samsung в
список поддерживаемых устройств, то есть поставила их на один уровень с
настоящими фотокамерами!
- Другими словами, производителям фотоаппаратов придется неизбежно
сосредоточиться на профессиональных решениях, или же у «мыльниц» все еще
есть будущее?
- В 2006 году Sony вышла на рынок «зеркалок», потому что в сфере
«мыльниц» велась ожесточенная борьба. В компании поняли, что им по силам
занять долю рынка «зеркалок» путем повышения потребительской ценности
устройств и изменения их позиционирования. Вообще, мне кажется, что
будущее не за дорогими и тяжелыми профессиональными аппаратами, а
ориентированными на широкую аудиторию «зеркалками». Число их доступных
моделей заметно увеличилось, тогда как раньше каждая компания предлагала
продукцию трех уровней: начального, продвинутого и профессионального.
Производители расширили каталог более массовыми, простыми и легкими
моделями.
Что касается «зеркалок», в Sony решили отказаться от прямого обзора с
помощью пентапризмы (она была одной из важнейших составляющих
качественного аппарата) и заменили его во всем моделях на OLED-экран с
полупрозрачным зеркалом, который создает для пользователя нечто вроде
ощущения дополненной реальности. Это еще один пример сближения и
пересечения функционала аппаратов разных категорий, но уже с другой
стороны.
- Но смогут ли смартфоны в один прекрасный день потеснить «зеркалки»?
- Повторюсь, качество снимка во многом зависит от размера сенсора.
Сенсоры смартфонов очень малы, а в обработке сигнала процессором
используются достижения в сфере «зеркалок». Этот прогресс ощущается во
все более и боле массовых моделях. Качество фотографии зависит от
диагонали поверхности и свойств линзы. iPhone 5 позволяет напечатать
снимок 10 на 15 сантиметров, тогда как для полноразмерной «зеркалки»
можно сделать печать площадью метр на два. То есть, разница здесь просто
огромна.
- Можно ли считать будущим рынка разработку гибридных аппаратов, которые способны делать снимки высокого качества?
- Не все компании находятся в одном положении. У Sony и Canon имеется
немалый опыт производства массовых и профессиональных аппаратов, что
также относится и к Panasonic с брендом Lumix. Последние несколько лет
Nikon приходится наверстывать это отставание. Между различными
категориями продукции и сферами рынка происходит сближение. Сейчас даже
младшая модель iPod способна снимать видео хорошего качества, хотя и не
может сравниться в этом с iPhone 5. iPod и iPad могут вести съемку в
формате 1080р. После предстоящего осеннего обновления линейки, у нас
появятся устройства, которые будут снимать видео в 1080р и, вероятно,
получат сенсор iPhone 5, если в iPhone 5S будет использоваться новый.
Все фотоаппараты сейчас как минимум в состоянии отправить полученные
снимки по Wi-Fi, что до недавнего времени было уделом iPad и iPhone. Как
бы то ни было, сложно представить себе некое устройство, которому было
бы по силам делать все на том же уровне, что и профессиональному
аппарату. Кроме того, в настоящее время наблюдается качественный скачок,
который приведет к появлению камер Sony и Canon в формате 4k. В любом
случае, смартфоны еще долго не смогут предложить ничего подобного, тем
более что первые профессиональные фотоаппараты для формата 4k только
появились на рынке.
Жиль Дунес