Atlantico: 
Сегодня все мы делаем куда больше снимков, чем раньше, однако продажи 
фотоаппаратов за последние годы упали на 30% или даже на 50% в том, что 
касается мыльниц. Формирование этой тенденции связывают с развитием 
смартфонов. То есть, сейчас камера смартфона может сделать снимок 
сравнимого качества с «мыльницей»?
Жиль Дунес: Это зависит о того, о каком конкретно фотоаппарате и 
смартфоне идет речь. В дорогих смартфона установлены камеры с сенсором 
по меньшей мере на 8 мегапикселей. На этом уровне заметен значительный 
прогресс, так как качество фотографии зависит одновременно от качества 
оптики, диагонали поверхности сенсора, а так же размера и качества 
формирующих его поверхность фотоэлементов. Вообще, точно такая же 
проблема стояла в прошлом с пленочными фотоаппаратами. До недавнего 
времени сенсоры смартфонов были меньше, чем у цифровых «мыльниц» и 
отставали от них в плане качества, тогда как производители занимались 
лишь гонкой мегапикселей по соображениям маркетинга.
Прогресс осуществлялся за счет предварительной программной 
обработки снимков, которая позволила смартфонам нагнать «мыльницы» 
нижней и средней ценовой категории. Ситуация немного напоминает 
швейцарский нож: мы предпочитаем не носить еще один дополнительный 
предмет, а просто берем с собой смартфон, тем более что у него есть 
встроенные функции для публикации снимков в социальных сетях.
Так, например, в Apple очень серьезно подошли к вопросу и даже сами 
занялись разработкой линз объективов, сенсоров и процессоров для 
обработки сигнала. Между Apple и Sony наблюдается определенное сближение
 в том, что касается некоторых встроенных функций электроники. Sony 
испытывает определенные финансовые трудности и, по всей видимости, 
продала Apple разработанный ей для собственных устройств функционал.
Прогресс на уровне электроники и программного обеспечения позволил 
привить новые функции определенному числу аппаратов для того, чтобы 
повысить их ценность в глазах покупателей и увеличить прибыль. Мобильные
 телефоны «поумнели» до такой степени, что начали не только делать фото и
 видео, но и обрабатывать их с помощью специального ПО. Производители 
фотоаппаратов в свою очередь добавили функции общения и навигации в свои
 устройства, которые также предлагают все больше встроенных функций по 
обработке снимков. В результате не затронутые этими трендами доли рынка 
переживают кризис, тогда как в других наоборот наблюдается подъем: мы 
видим технологический дарвинизм в действии.
Все это говорит о достигнутом смартфонами прогрессе в плане качества,
 а так же позиционирования на рынке. Французская компания DXO, которая 
занимается выпуском популярного среди профессионалов специализированного
 ПО для исправления дефектов фотоаппаратов на уровне сенсора или 
объектива, недавно включила iPhone и смартфоны Galaxy от Samsung в 
список поддерживаемых устройств, то есть поставила их на один уровень с 
настоящими фотокамерами!
- Другими словами, производителям фотоаппаратов придется неизбежно 
сосредоточиться на профессиональных решениях, или же у «мыльниц» все еще
 есть будущее?
- В 2006 году Sony вышла на рынок «зеркалок», потому что в сфере 
«мыльниц» велась ожесточенная борьба. В компании поняли, что им по силам
 занять долю рынка «зеркалок» путем повышения потребительской ценности 
устройств и изменения их позиционирования. Вообще, мне кажется, что 
будущее не за дорогими и тяжелыми профессиональными аппаратами, а 
ориентированными на широкую аудиторию «зеркалками». Число их доступных 
моделей заметно увеличилось, тогда как раньше каждая компания предлагала
 продукцию трех уровней: начального, продвинутого и профессионального. 
Производители расширили каталог более массовыми, простыми и легкими 
моделями.
Что касается «зеркалок», в Sony решили отказаться от прямого обзора с
 помощью пентапризмы (она была одной из важнейших составляющих 
качественного аппарата) и заменили его во всем моделях на OLED-экран с 
полупрозрачным зеркалом, который создает для пользователя нечто вроде 
ощущения дополненной реальности. Это еще один пример сближения и 
пересечения функционала аппаратов разных категорий, но уже с другой 
стороны.
- Но смогут ли смартфоны в один прекрасный день потеснить «зеркалки»?
- Повторюсь, качество снимка во многом зависит от размера сенсора. 
Сенсоры смартфонов очень малы, а в обработке сигнала процессором 
используются достижения в сфере «зеркалок». Этот прогресс ощущается во 
все более и боле массовых моделях. Качество фотографии зависит от 
диагонали поверхности и свойств линзы. iPhone 5 позволяет напечатать 
снимок 10 на 15 сантиметров, тогда как для полноразмерной «зеркалки» 
можно сделать печать площадью метр на два. То есть, разница здесь просто
 огромна.
- Можно ли считать будущим рынка разработку гибридных аппаратов, которые способны делать снимки высокого качества?
- Не все компании находятся в одном положении. У Sony и Canon имеется
 немалый опыт производства массовых и профессиональных аппаратов, что 
также относится и к Panasonic с брендом Lumix. Последние несколько лет 
Nikon приходится наверстывать это отставание. Между различными 
категориями продукции и сферами рынка происходит сближение. Сейчас даже 
младшая модель iPod способна снимать видео хорошего качества, хотя и не 
может сравниться в этом с iPhone 5. iPod и iPad могут вести съемку в 
формате 1080р. После предстоящего осеннего обновления линейки, у нас 
появятся устройства, которые будут снимать видео в 1080р и, вероятно, 
получат сенсор iPhone 5, если в iPhone 5S будет использоваться новый. 
Все фотоаппараты сейчас как минимум в состоянии отправить полученные 
снимки по Wi-Fi, что до недавнего времени было уделом iPad и iPhone. Как
 бы то ни было, сложно представить себе некое устройство, которому было 
бы по силам делать все на том же уровне, что и профессиональному 
аппарату. Кроме того, в настоящее время наблюдается качественный скачок,
 который приведет к появлению камер Sony и Canon в формате 4k. В любом 
случае, смартфоны еще долго не смогут предложить ничего подобного, тем 
более что первые профессиональные фотоаппараты для формата 4k только 
появились на рынке.
 
 
 Жиль Дунес