Генеральный
директор Microsoft Cтив Балмер уходит в отставку. В течение ближайших 12
месяцев он будет искать себе преемника. Однако инвесторы и эксперты так
заждались новости о смене главы софтверного гиганта, что акции компании
сразу взлетели на 9% за один день.
Ждать "идеального
момента" для объявления об отставке в Microsoft не стали — да его, по
словам самого Балмера, и быть не может. "Но сейчас настал самый
правильный момент. Я изначально планировал уйти именно в середине
превращения Microsoft в компанию, ориентированную на устройства и
сервисы. Нам нужен CEO, который сможет придерживаться этого направления
на протяжении долгого времени", — пояснил он.
Балмер оставляет
после себя полуразрушенную империю. В 2000 году, когда он принял бразды
правления компанией, сменив основателя Билла Гейтса на посту главного
исполнительного директора, Microsoft находилась в гораздо лучшем
положении и имела гораздо более серьезную репутацию, чем сейчас. В
2012-м журнал Forbes признал Балмера худшим среди всех директоров
публичных компаний США. За тринадцать лет, в течение которых Балмер
руководил корпорацией, ее акции подешевели на 40%, в то время как бумаги
основных конкурентов подорожали в несколько раз.
Microsoft стала
"немодной" IT-компанией — многие пользователи во всем мире перешли на
другие платформы, а среди американской молодежи и продвинутых работников
Силиконовой Долины пользоваться продуктами Microsoft стало просто
зазорно. Почему? Причина банальна: компания, которая при Гейтсе толкала
вперед всю мировую компьютерную индустрию, при Балмере не задала ни
одного тренда на IT-рынке.
Вот пять основных ошибок Балмера, которые, по мнению американских экспертов, способствовали затуханию могущества Microsoft.
1. Мобильная революция
Когда
Балмер только пришел на пост руководителя Microsoft, лидерство Windows
Mobile на рынке операционных систем для мобильных гаджетов было
неоспоримым. Но все резко изменилось в 2008 году, когда Apple выпустила
свой iPhone. Ключевое отличие iOS, на которой и поныне работает главный
смартфон планеты, от Microsoft — в философии. Microsoft относилась к
мобильным устройствам, как к карманным аналогам персональных
компьютеров. У них была та же логика, тот же "окошечный" интерфейс, тот
же принцип работы приложений, что и у компьютеров. Это казалось
логичным, а термин КПК в полной мере отражал концепцию таких устройств.
Но
Стив Джобс предложил новый подход. Айфон стал смартфоном, "изобретенным
заново". Apple не стала разрабатывать мобильную версию Mac OS, а
создала новую операционную систему — с большими иконками и кнопками
(чтобы было удобно нажимать на них пальцем, а не стилусом),
полноэкранными приложениями, безумно простым и интуитивно понятным
интерфейсом. Для того, чтобы скачать на iPhone новое приложение, не
нужно было искать его на тысячах сайтов и форумов, а затем подключать
телефон к компьютеру. Джобс, в отличие от Балмера, быстро понял, что
возможности небольшого дисплея смартфона ограничены, и это нельзя не
учитывать.
Через некоторое время до Балмера "дошло", и его
команда разработала совершенно новую Windows Phone, но было уже поздно.
Рынок делили между собой iOS и Android. Как показывает статистика, места
третьему игроку на нем так и не нашлось.
То же самое случилось и
с рынком планшетов. Балмер упорно не хотел верить, что ультракомпактные
компьютеры без физической клавиатуры не должны использовать
"настольную" ОС, и продолжал снабжать их "взрослой" Windows. Концепция
провалилась, и "таблетки" с "окнами" до сих пор продаются смешными
тиражами, а покупают их консервативные пользователи, не желающие
разбираться в новых технологиях.
2. Плееры Zune
Крайне
неудачная попытка бороться с Apple на рынке музыкальных плееров.
Феерический провал этих "убийц iPod" стал серьезным имиджевым ударом по
Microsoft. Корпорация из Редмонда фактически расписалась в своей
неспособности придумывать новые мобильные продукты. Zune просто
скопировал главные идеи iPod и при этом не смог дать потребителям
никаких новых функций. Лишний продукт, возникший из зависти к успехам
конкурентов, производить давным-давно перестали.
3. Засиделся оффлайн
Балмер
за время своей работы тратил огромные деньги на освоение
интернет-пространства, но у него не получилось ровным счетом ничего.
Internet Explorer из самого популярного в мире браузера превратился в
программу "для бабушек": по функциональным возможностям, надежности,
скорости работы и удобству интерфейса он проигрывает всем своим
конкурентам — и Google Chrome, и Mozilla Firefox, и Apple Safari.
Офисный
онлайн-сервис Office 365 появился только тогда, когда этот рынок
фактически полностью монополизировал Google Apps. Опять же, никаких
преимуществ у продуктов Microsoft в этой сфере сейчас нет. А статистика
показывает, что все большее число как рядовых пользователей, так и
крупных компаний отказывается от использования традиционных офисных
пакетов в пользу онлайн-сервисов.
Миллиарды долларов, спущенные
на создание и поддержку поисковика Bing, также ничего не дали. По доле
рынка он меньше и Google, и Yahoo, и китайской Baidu, и российского
"Яндекса". Продукт для маргиналов.
4. Проспал революцию интерфейсов
За
все время управления Microsoft Балмер вывел на рынок только одно
успешное устройство — игровую приставку Xbox. Но и она сегодня уже не
такая "модная" и востребованная, каковой была еще пару лет назад. Дело в
том, что Microsoft, как и Sony, слишком поздно стала использовать
революционные системы интерфейсов. Пока владельцы Xbox и PlayStation 3
сидели за пультами с кнопками, пользователи Nintendo Wii активно бегали,
прыгали и махали руками со своими контроллерами с гироскопами. Конечно,
у Microsoft сейчас есть система Kinect, которая распознает движения
игрока так хорошо, что позволяет обойтись вообще без джойстиков, но
время было упущено, и инициативу на рынке захватила Nintendo.
5. Стратегическое партнерство с аутсайдерами
При
Балмере Microsoft "дружила" явно не с теми игроками индустрии. Пока
Samsung учился делать великолепные устройства на Android, Microsoft
выбирала в качестве партнера затухающую еще быстрее, чем она сама,
компанию Nokia. Аналитики говорили, что это как связать между собой два
тяжеленных камня в надежде, что вместе они не утонут.
Одно время
Балмер отчаянно боролся за Yahoo — еще одну интернет-компанию, которая
уже уходит в историю из-за невозможности конкурировать с Google. К
счастью для Балмера, купить Yahoo ему не удалось, но момент для громкого
выхода на интернет-рынок был окончательно упущен.
В итоге
Microsoft потеряла лидерство по всем позициям, кроме настольной версии
Windows, да и ее сейчас успешной не назовешь. Потребители, не видя
смысла в апгрейде, просто стали в разы меньше покупать персональных
компьютеров. И зачастую пользуются старой, созданной еще в 2002 году,
Windows XP.
Есть ли шансы на то, что Microsoft сможет вернуть
себе былую славу и былые прибыли? Очевидно, нет. Если, конечно, не
сменит полностью бизнес-модель и не превратится в какую-то другую
компанию — не ту, которую построил Балмер.
Максим Швейц