Как всегда, основная официально заявленная тема саммита G20, открывающегося в России в Санкт-Петербурге, - экономика. «Большая двадцатка» была создана в результате того, что развивающиеся страны были убеждены в незыблемости позиции «развитого мира», прежде всего по финансово-экономическим вопросам.
Полагаю, создавшие G8 развитые страны думали так: «Да, встречаясь, мы принимаем некоторые экономические и финансовые решения, но для их реализации на практике и для их системного характера нужны, по меньшей мере, развивающиеся страны, а также государства, в экономическом отношении присматривающие за регионом, в котором они находятся. В этой связи необходимо обратить внимание на страны Азии, Латинской Америки, Ближнего Востока, Передней Азии, такие как, например, Южная Корея, Бразилия, Турция». Так в 1999 году возникла эта странная структура G20, объединившая развитый и развивающийся мир. К «Большой двадцатке» присоединилась Европейская комиссия, представляющая, помимо государств Центральной Европы, периферийную Европу (восток и юг). В эту структуру вошли такие важные экономики, как Индонезия, Саудовская Аравия, на встречах G20 присутствуют представители Всемирного банка и МВФ.
Если вас интересует вопрос о том, превратится ли G20 в некий глобальный институт, механизм принятия решений, обладающий силой экономических и политических санкций, скажем, это весьма важно, но крайне сложно. И именно потому, что, повторим, организация G20 - результат убеждения других государств странами развитого мира, представляющего западный капитализм на самой его вершине. Кризис 1973 года стал своего рода отправным пунктом, который вскрыл критическую динамику, происходящую в развитом мире сегодня, распространился и политизировался через процессы на Ближнем Востоке. После этого кризиса развитыми странами была создана G7, а с присоединением России - G8.
Экспорт кризиса и ООН
Сегодня вновь наблюдается намерение Запада экспортировать вспыхнувший в 2008 году кризис в восточном и южном направлениях с помощью двух основных способов. Во-первых, через авторитарные режимы и внутренние процессы на Ближнем Востоке. Во-вторых, через глобальные валютные и финансовые уловки. Чтобы заблокировать процесс принятия решений в таких структурах, как ООН, Запад подкупает суверенов России и Китая, даруя им политическую легитимность и продлевая срок их существования. Как известно, Турция в течение длительного времени выражает свой протест против структуры и функционирования Совета Безопасности ООН. В этом заключается основная причина ее протеста.
Разграничение развитых и развивающихся государств?
Как нечто неизменное и не подвергаемое сомнению сегодня рассматривается такая линия разлома, как «развитые - развивающиеся государства», однако анализировать и выдвигать предложения на основе политико-экономической категоризации, на которую опирается это разграничение, также ошибочно. Например, такие варианты решения (!), как создание развивающимися странами экономической силы, сбор их валютных резервов в некоем едином бассейне и его применение желающими отразить всевозможные спекулятивные атаки, подразумевают незнание того, как функционирует система. У системы нет двух бассейнов, которые бы функционировали отдельно друг от друга и обладали индивидуальными характеристиками воды и водообмена. Бассейн один, следовательно, нам необходимо решить проблему одного бассейна. Однако у этой проблемы больше одного решения (в соответствии с интересами каждого).
Вопрос валютных резервов
Именно здесь хотелось бы перейти к дискуссии о резервах. Да, если есть единый валютный бассейн, для наиболее оптимального (бескризисного) его использования необходимо, чтобы все экономики, которые передают и получают резервы, были прозрачны, при этом система валютного курса должна быть плавающей.
В системе, где отсутствует единая мировая валюта, национальные экономики закрыты, и стоимость их валют не опирается на валютный рынок, неизбежны валютные кризисы, демонстрирующие ущербность самой сущности системы. На наш взгляд, сегодня активного обсуждения требуют вопросы применения системы плавающего валютного курса, отсутствия сосредоточения на стоимости валюты, роли валютных резервов в абсолютно прозрачной экономике. Если экономика определенной страны будет сконцентрирована на секторах, подчиненных внешней торговле, не заставит себя ждать возникновение некоего нового баланса, и валютной проблемы можно будет избежать.
Закрытая для внешних рынков экономика, применяющая режим фиксированного валютного курса или какую-либо его разновидность, по выражению политика Йамана Терюнера, в момент кризиса может быть вынуждена потратить все имеющиеся у нее валютные резервы (и даже обязательные резервы). И, конечно, в такой экономике резервы будут контрастировать с такими факторами, как долгосрочные долговые обязательства или нужды импорта.
Кризисы валютных курсов принимались во внимание на всех встречах G20, но решения этой проблемы до сих пор нет, поскольку к ней подходят с позиции разделения на развитые и развивающиеся страны. При этом внимание акцентируется на том, что этот разлом непременно сохранится. На самом деле ориентация экономик восточных и южных регионов на внешние рынки вовсе не в интересах Запада, а также таких стран, как Россия и Китай.
Глобальное налоговое регулирование
В то же время в числе приоритетных пунктов официальной повестки дня саммита в Санкт-Петербурге - налоговое регулирование. Сегодня, в период кризиса, стало очевидно, что гигантским монополиям, осуществляющим свою деятельность во всем мире, в силу отсутствия единой международной системы регулирования удается уклониться от уплаты налогов, пользуясь зазорами в налоговом законодательстве в странах их пребывания. Этот вопрос возник еще на подготовительных встречах G20, в связи с чем был подготовлен 15-пунктный пакет реформ, который в случае его одобрения будет носить обязательный характер для всех государств. Эта глобальная налоговая реформа может стать правовыми рамками, закрепляющими основы уплаты налогов в каждой стране, где осуществляется профессиональная деятельность и приобретается доход, а также санкции, которые позволят обеспечить проведение инспекции доходов на глобальном уровне. К этим статьям саммит в Санкт-Петербурге также добавит новые шаги в области системы налогового регулирования и проблему диктатур в авторитарных государствах-нациях, в которых не применяется демократия и не действуют рыночные механизмы. К тому же принимает саммит Россия, в которой уплата налогов оставлена на милость олигархов и которая как авторитарное государство-нация поддерживает авторитарные государства-нации в ООН. А для нас саммит - удачный повод, чтобы по-новому взглянуть на нашу систему налогообложения.