Действительно ли причиной готовности арабских государств Персидского залива финансировать военную кампанию США в Сирии являются крупные нефтяные и газовые интересы, которые проходят через эту страну?
Потенциальные триллионы долларов доходов от энергоносителей, протекающих через территорию Сирии могут быть в текущем сирийском кризисе мотивирующим фактором для США, России, Турции и арабских государств.
Сирия является ключевым маршрутом транзита энергоносителей в Европу. Похоже, ряд стран желают доминировать над рынком энергоресурсов, идущих через Сирию.На слушаниях в начале этой недели государственный секретарь Джон Керри сказал, что арабские страны предложили оплатить военную интервенцию США в Сирию.«Что касается арабских стран, предложивших понести все расходы, то ответ, да», сказал Керри. «Они предложили. Предложение актуально».Конгрессмен Илеана Рос-Лехтинен спросила о сумме, которую арабы могли бы выделить. Керри ответил, что они готовы оплатить полномасштабное вторжение.«В действительности, некоторые из них сказали, что если США готовы будут принять участие в той же мере, как это было в случаях с другими странами, то они примут эти расходы на себя», сказал Керри. «Вот на что они готовы. Это не официально, и никто об этом не говорит, но они говорят об этом серьёзно».
В 2011 году Сирия объявила, что обнаружила перспективное газовое месторождение в городе Хомс, где позже произошли самые ожесточённые столкновения между силами президента Сирии Башара аль-Асада и мятежниками.Министр нефтяных запасов Суфьян Алави заявил государственному новостному агентству SANA, что первые скважины «были в Хомсе, и давали 400 тысяч кубических метров в сутки».Кроме перспектив собственного газа, Сирия также — один из самых стратегически важных мест для газопроводов в Европу».«Катар, наряду с Ираном обладающий крупнейшими мировыми запасами газа, предложил газопровод из Персидского залива в Турцию, который пересёк бы Сирию до Средиземного моря, и по которому газ пошёл бы в Европу.
Однако в 2009 году Асад отказался принять этот план, вместо этого предпочтя сделки с Россией и Ираном.
Сирия является местом предложенного создания обширного подземного газопровода, который, будучи законченным, мог бы резко подорвать стратегическую энергетическую мощь американского союзника — Катара, а также отрезать Турцию от газопроводного потока.Названный «Исламский газопровод», проект мог бы принести пользу России и Ирану в ущерб западным энергетическим интересам.Планируемый к открытию в 2016 году, Иран, Ирак и Сирия подписали в 2010-м договор о создании 3480-мильного газопровода, соединяющего иранское месторождение South Pars с европейскими потребителями.Представитель иранского нефтяного министерства Джавад Оджи объявил, что трубопровод в итоге будет иметь возможность перекачивать 3,9 миллиарда кубических футов природного газа ежедневно. Он говорит, что маршрут трубопровода пройдёт через Иран, Ирак, Сирию и южные территории Ливана, а также через Средиземноморский бассейн», кроме того, в Дамаске будет построен завод по очистке газа и вся необходимая инфраструктура.
Ключевая часть исламского трубопровода сосредоточена на сирийских портах, откуда газ будет экспортироваться напрямую в Европу из Восточного Средиземноморья.Исламский трубопровод рассматривается как серьёзная угроза для Турции, которая уже давно хочет стать основным мостом для природного газа и нефти между Востоком и Западом.Турция, однако, является ключевым игроком в газопроводе Набукко, который строится для транзита природного газа в Европу из Центральной Азии и Каспийского региона. Трубопровод должен пересечь Азербайджан, Грузию, Турцию, Болгарию, Румынию и Венгрию, и закончиться в Австрии. Турция является ключевым сторонником мятежников, воюющих против правительства Асада, а Катар, как сообщается, обеспечивает оружие и тренирует боевиков.
Если бы Асада удалось свергнуть, Турция и Катар захотели бы, чтобы Набукко шёл через Сирию.
Возможно, в попытке отвлечь Россию от Исламского трубопровода, Саудовская Аравия в прошлом месяце представила Москве план, в котором Россия отказалась бы от поддержки сирийского президента в обмен на большой заказ оружия и обещание увеличить влияние России в арабском мире.