Хотя раньше нам казалось, что развивающиеся страны в скором времени смогут нагнать западные государства, сегодня складывается совершенно иная тенденция. На существенный спад экономического роста, который наблюдается вот уже несколько месяцев, накладывается и падение курса местных валют. Так, с начала этого года бразильский реал потерял 16,1% по отношению к евро.
Мощный экономический рост прописан в «ДНК» развивающихся стран. По крайней мере, именно это заявил в начале года l’Usine Nouvelle Оливье Скалабр (Olivier Scalabre) из Boston Consulting Group по поводу лидеров в промышленности этих государств. Аналитик отметил, что компании из составленного его фирмой списка 100 промышленных «чемпионов» создали 1,4 миллиона рабочих мест, тогда как предприятия из S&P 500 стояли на нуле. Кроме того, по его прогнозам, такие компании как китайский Huawei, бразильский Embraer, индийский Bajaj и таиландский CP должны были сравняться с западными предприятиями.
Тем не менее, как это заметно на протяжении последних нескольких недель, резкий взлет обернулся настолько же быстрым падением. На невысокие темпы экономического роста накладывается и падение курсов национальных валют. С начала года турецкая лира потеряла 13,4% по отношению к евро, российский рубль — 9,5%, бразильский реал — 16,1%, южноафриканский ранд — 23%, а индийская рупия — 18,1%. И что же произошло с лавровыми венками, которые плели в Boston Consulting Group в начале года?
Ход Бернанке
Ни для кого не секрет, откуда пришел сотрясший БРИКС удар: от американской Федеральной резервной системы. Глава организации Бен Бернанке (Ben Bernanke) заявил об отказе от финансового костыля под названием количественное смягчение, породив тем самым эту утечку капиталов. Его сообщение указывало и на подъем процентных ставок в США, что лишило инвесторов необходимости идти на край света в поисках более прибыльных, пусть и более рискованных вложений.
Если точнее, действия ФРС стали лишь очередным по счету ударом по экономикам развивающихся стран, дела в которых и так уже обстояли не лучшим образом. Особенно тяжело пришлось государствам с дефицитом внешнеторгового баланса, «потому что они постоянно нуждаются в иностранных капиталах для поддержания на плаву их валюты», — объясняет член инвестиционного совета Carmignac Жан Медсен (Jean Médecin). После оттока западной ликвидности центробанкам приходится самим взять на себя защиту национальной валюты. У инвесторов возникают сомнения, не сгорят ли развивающиеся страны как мотыльки на огне, а сравнения с азиатским кризисом 1997 года звучат все чаще и чаще.
На этот раз все иначе?
Как считает ведущий экономист Natixis Патрик Артю (Patrick Artus), увеличение дефицита внешнеторгового баланса, тревожная ситуация с кредитами, вывод западных капиталов и серьезное падение курса определенных валют напоминают сценарий, который в свое время привел к азиатскому кризису. Кроме того, экономический рост в этих странах в предыдущие годы отчасти опирался на иностранные средства.
Снижение процентных ставок в США в 1990-х годах уже толкало инвесторов на поиск новых мест для более эффективного вложения их капиталов. Тем не менее, утверждения о том, что уход иностранной ликвидности будет означать конец экономического чуда развивающихся стран, означают непонимание того, как на самом деле завершился кризис 1997 года. С 1999 года в азиатских государствах вновь начался подъем.
Развивающиеся страны устойчивее...
«Когда наступит отлив, все увидят, кто зашел в воду голым». Эта цитата Уоррена Баффета (Warren Buffett) становится особенно актуальной именно сейчас, когда инвесторы уходят из развивающихся стран. А купальниками в данном случае становятся резервы, которые удалось накопить центробанкам для защиты национальных валют. Нужно отметить, что некоторые из развивающихся стран могут положиться на существенные объемы внутренних вкладов, а также колоссальные валютные резервы. Таким образом, например, Бразилия смогла начать на этой неделе программу интервенций в 45 миллиардов евро для защиты курса реала. Даниэль Швайзгут (Danielle Schweisguth) из Французского центра экономической конъюнктуры отмечает также, что азиатские экономики отличаются более глубокой интеграцией, что снижает их зависимость от развитых стран.
... но им приходится иметь дело с новыми проблемами
Новый фактор в текущей ситуации заключается в том, что параллельно с утечкой капиталов возникли и другие экономические трудности. Азиатские страны выстраивали свой экономический рост на дешевой рабочей силе, слабых регулятивных мерах и попустительском экологическом законодательстве, которые позволили им стать чрезвычайно конкурентоспособными на мировом рынке в том, что касается стоимости. Тем не менее, последние годы там наблюдается серьезное увеличение зарплат и ужесточение законодательства, что подрывает конкурентные преимущества этих государств.
Недавно в Boston Consulting Group опубликовали исследование, из которого следует, что в 2005 году китайский рабочий обходился работодателю в 22% от стоимости труда его американского коллеги. В 2010 году этот показатель достиг 31%, а к 2015 году речь может идти уже о 60%. Это объясняет тот факт, что такие компании как Honda, Kia, Toyota и General Electric начали перенос производства из Китая обратно в США.
Главная задача развивающихся стран состоит в том, чтобы внутреннее потребление постепенно приняло эстафету у экспорта и стало щитом от неожиданных движений капиталов. Как отмечает главный экономист Invesco Джон Гринвуд (John Greenwood), «политическим лидерам в Китае, Индии и Бразилии будет очень непросто обеспечить безболезненный переход к моделям роста с опорой на внутренний рынок».
Мои рекомендации
На саммите большой двадцатки развивающиеся страны договорились о формировании фонда в 100 миллиардов долларов для борьбы с последствиями колебаний обменных курсов. Эта инициатива позволит избежать паники. Тем не менее, чтобы сделать более точный выводы насчет устойчивости этих государств, лучше дождаться намеченного на середину сентября заседания ФРС, на котором может быть принят более четкий график отхода от количественного смягчения.
Как бы то ни было, вот маленький совет инвесторам, которые все еще верят в эти государства. Большинство развивающихся рынков пошло на спад с начала этого года. Так, ETF iShares JPMorgan USD Emerg Markets Bond, который индексируется на основе облигаций развивающихся стран, потерял 15% в этом году. В тоже время ETF iShares MSCI Emerging Markets Consumer, который определяется в зависимости от потребительских товаров и услуг в этих государствах, упал всего на 4%.
Таким образом, инвестиции в китайское производство истребителей или мексиканские мультимедийные компании могут стать хорошим способом сыграть на грядущем подъеме развивающихся стран.
Флоран Детруа, журналист, специалист по сырьевым рынкам и развивающимся странам.