Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Эксперты ООН подтвердили, что химическое вещество, использованное в Дамаске в прошлом месяце, это зарин - смертельный яд без вкуса, без запаха и без цвета. Это делает его одним из наиболее смертоносных видов оружия в современной войне.
Теперь мы это знаем. Утром 21 августа, когда небо над Дамаском еще было прохладным, на удерживаемый повстанцами район сирийской столицы упали ракеты, начиненные зарином - нервно-паралитическим отравляющим веществом. В результате большое количество мужчин, женщин и детей погибли и серьезно пострадали. Инспекторы ООН провели в этой стране три дня, и первоначально они должны были в это время проверить сообщения о предыдущих зверствах. Они быстро изменили свою задачу. Они договорились о временном прекращении огня с правящим режимом и с повстанцами и сразу же направились в район Гута (Goutha). На видеоматериалах с места событий можно было увидеть ошеломленных и отчаявшихся сотрудников местной больницы.
Никогда еще инспекторы ООН не работали под таким давлением непосредственно в зоне боевых действий. В адрес небольшой команды, возглавляемой шведским экспертом по химическому оружию Оке Сельстремом (Ake Sellstroem), поступали угрозы. Их конвой был обстрелян. Тем не менее работа над 41-страничным докладом была завершена в рекордно короткое время.
Зарин был обнаружен случайно, и об этом ученые потом сильно пожалели. Открывшие его специалисты работали над созданием инсектицидов на основе соединений органофосфатов, и все это происходило в нацисткой Германии, в лаборатории печально знаменитой фирмы IG Farben. В 1938 году ее сотрудники обнаружили субстанцию 146, способную вызывать масштабное поражение нервной системы. Этот химический элемент назывался изопропилом метилфторфосфатом, однако в немецкой компании его назвали зарином в честь открывших его химиков – Шрадер (Schrader), Амброс (Ambros), Риттер (Ritter) и Ван дер Линде (Van der Linder). Об этом можно прочитать в вышедшей в 2009 году книге Бенджамина Гаррета (Benjamin Garrett) «От А до Я: ядерное, биологическое и химическое оружие» (The A to Z of Nuclear, Biological and Chemical Warfare). Открытое немецкими специалистами химическое вещество имеет страшную отличительную черту - оно во много раз смертоноснее цианида.
Субстанцию 146 несложно изготовить, но это сложно сделать, не убив самого себя. Существует более дюжины рецептов получения зарина, однако все они требуют определенных технических знаний, соответствующего лабораторного оборудования и серьезного отношения к вопросам безопасности. Одним из главных компонентов является изопропанол, который больше известен как хирургический спирт. Еще один компонент образуется при смешении дихлорида метилфосфонила с водородом или фтористым натрием. Однако дихлорид метилфосфонила не так-то просто достать. Согласно Конвенции о запрещении химического оружия, он обозначен как субстанция первого списка, что делает его самым ограниченным веществом по условиям распространении из существующих химикатов.
В прошлом году Соединенные Штаты и другие государства усилили меры по блокированию продажи Сирии химикатов, которые могут быть использованы для производства зарина. Однако эта страна уже накопила значительные запасы прекурсоров, необходимых для производства данного вида отравляющих веществ. В этом году стало известно, что Британия в период между 2004 годом и 2010 годом одобрила экспортные лицензии для продажи Сирии четырех тонн фтористого натрия, хотя, по мнению министра по делам бизнеса Винса Кейбла (Vince Cable), нет данных о том, что поставленных химикаты было использованы в рамках сирийской военной программы. Кроме того, год назад были одобрены также экспортные лицензии относительно фтористого калия и фтористого натрия, однако позднее они были отозваны, а основанием для этого решения послужила возможность их использования при производстве химического оружия.
Зарин относят к нервно-паралитическим газам, он существует в жидкообразном состоянии при температуре ниже 150 градусов Цельсия. Для максимизации его потенциала как оружия, эта субстанция распыляется из контейнеров, снарядов или ракет в виде облака из капель, достаточно мелких для того, чтобы они смогли беспрепятственно попасть в легкие человека. При этом неизбежно некоторое его количество переходит в газообразное состояние, так же как и расплескиваемая вода превращается в водяной пар. Этот химикат проникает в тело также через глаза и кожу. Зарин не имеет ни запаха, ни вкуса, ни цвета, и поэтому люди узнают о его применении только тогда, когда первые жертвы начинают умирать.
Зарин наносит ужасный вред организму человека, поскольку он оказывает воздействие на важнейшие функции нервной системы. Он блокирует фермент, который называется ацетилхоринэстераза, что приводит к ужасающим последствиям. Те нервы, которые обычно включаются и выключаются для контроля мышечной деятельности, уже не могут быть отключены. Вместо этого они постоянно находятся в напряженном состоянии. Сначала становятся заметными нерезкие симптомы: глаза раздражаются, зрение становится мутным; зрачки сокращаются, возникает повышенное слюноотделение и рвота. Затем появляются смертельные признаки. Дыхание становится затрудненным, неглубоким и неравномерным. Будучи не в состоянии контролировать свои мускулы, жертвы начинают испытывать конвульсии. Из легких выделяется жидкость, и когда люди пытаются дышать, у них изо рта вытекает пена, которая часто слегка окрашена кровью и имеет розовый цвет. Смертельная доза может состоять всего из нескольких капель, и в период от одной до десяти минут человек умирает. Если кому-то удается выжить в течение первых 20 минут после атаки с использованием зарина, то эти люди имеют шанс остаться живыми.
Вскоре после открытия зарина рецепт этого отравляющего вещества был передан немецкой армии, которая начала создавать его запасы. Зарином были оснащены снаряды, однако они не использовались против союзнических войск во время Второй мировой войны. В Нюрнберге в 1948 году один из его изобретателей Отто Амброс был обвинен в совершении военных преступлений и приговорен к восьми годам тюремного заключения. Через четыре года он был отпущен на свободу и увезен в Соединенные Штаты, где работал в качестве консультанта в рамках существовавшей в Америке собственной программы по созданию химического оружия. В военных кругах зарин получил секретное обозначение - GB.
В уникальном документе 1952 года, спустя год после приезда Амброса в Америку, описываются жуткие последствия при отравлении зарином, возникшие в результате несчастного случая в одной из армейских частей. Утром 7 ноября 1952 года реактивный самолет направлялся на испытательный полигон Дагуэй (Dugway), расположенный в городе Туэле (Tooele), штат Юта. Небо было ясным, а легкий ветер составлял 5 - 6 километров в час. В каждом из прикрепленных к крыльям самолета контейнере находилось по 400 литров зарина.
Этот самолет, согласно утвержденному плану, должен был распылить зарин над обусловленном местом, однако из-за произошедшего технического сбоя в каждом контейнере все еще оставалось 360 литров зарина, и в 20 часов 29 минут они были сброшены над отдаленным участком полигона. Контейнеры упали с высоты 700 метров на соляную корку в пустыне и раскрылись при ударе о землю. Зарин был окрашен в красный цвет для того, чтобы можно было определить, как далеко он распространится, и он покрыл площадь в 3,8 тысячи квадратных метров.
Инспекционная команда была направлена на место падения контейнеров для изучения ситуации. За полчаса до прибытия на место все ее члены надели противогазы. Все, за исключением одного 32-летнего мужчины. Он быстро выбрался из машины скорой помощи и направился к воронке, образовавшейся в результате падения контейнеров. Через десять секунд он повернулся, схватился за грудь и направился назад к автомобилю. Он крикнул, чтобы ему дали противогаз, после чего споткнулся. Вот что говорится в докладе: «Он зашатался, одна рука у него стала резко сгибаться и разгибаться. Дойдя до машины скорой помощи, он упал».
Медики быстро сделали ему глубокую инъекцию атропина в бедро. Это стандартное противоядие для зарина, способное блокировать воздействие данного вида отравляющего вещества на нервную систему. Когда пострадавший вдыхал, он издавал хриплые звуки и еще какой-то булькающий низкий звук, как при полоскании горла. В течение минуты у него наблюдались частые и очень сильные конвульсии, его ноги и позвоночник были вытянуты, своими руками он обхватывал голову. Затем у него наступил безвольный паралич, и он застыл, уставившись в одну точку. Спустя две минуты он только время от времени мог вдыхать воздух. Его зрачки сильно уменьшились в размере. «Члены команды не могли нащупать у него артериального пульса», - отмечается в докладе.
В нем продолжается описание последствий отравления, они зафиксированы тщательно, в мельчайших деталях. Каким-то чудесным образом этот человек остался жив после того, как он был подключен к реанимационному аппарату «железные легкие». Спустя три часа в докладе было отмечено: «Пациент реагировал на происходящее и мог ориентироваться, хотя и жаловался на сильные боли». В результате тогда он получил титул наиболее пострадавшего от зарина человека.
Соединенные Штаты были не единственной страной, проводившей эксперименты с зарином во время холодной войны. Советский Союз также производил это боевое отравляющее вещество. И Британия проявляла к нему интерес. Спустя год после инцидента в Дагуэе 20-летний инженер по имени Рональд Мэддисон (Ronald Maddison) принял участие в эксперименте в Портон Дауне (Porton Down) на испытательном полигоне для отравляющих веществ, расположенном в Уилтшире. 6 мая в 22 часа 17 минут специалисты из Портона распылили жидкий зарин на руки Мэддисона и еще пяти участников эксперимента, которые в целях обеспечения безопасности ученых находились в изолированной газовой камере. Мэддисону стало плохо, и он рухнул на стол. Он был доставлен на расположенный там же госпиталь, где и умер в 23 часа. В 2004 году, спустя более 50 лет, проведенное расследование установило, что Министерство обороны незаконно убило Мэддисона, и в итоге эта история оказалось самым продолжительным сокрытием тайны за время холодной войны.
Несчастные случаи и неэтичные эксперименты позволяют бросить лишь беглый взгляд на те ужасы, который стали возможны благодаря открытиям ученых и изобретению зарина. В руках военных зарин и другие боевые отравляющие вещества были средством, с помощью которого можно было быстро убить большое количество людей, и поэтому приведенные цифры обычно округлялись до сотен и даже до тысяч. Осуществленная Саддамом Хусейном в 1988 году бомбардировка Халабджа на севере Ирака продолжалась два дня, и в результате были убиты 5 тысяч человек. Эта атака на курдов была признана актом геноцида иракским Высшим трибуналом в 2010 году. Это было самым крупным в истории случаем применения химического оружия против гражданского населения.
В 1993 году 162 страны подписали Конвенцию о запрещении химического оружия, поставившую вне закона его производство и хранение. Постепенно государства стали уничтожать свои запасы химического оружия, что само по себе является сложным и опасным делом. Инженеры предложили несколько довольно грубых, но зато эффективных способов решения этой проблемы. Один из них предусматривает присоединение взрывчатого вещества к ракете, снаряду или контейнеру с отравляющими химическими веществами. После этого они помещаются в специальную бронированную камеру, где происходит их подрыв. Еще один способ состоит в сжигании химических боезарядов в бронированных печах. Запасы химического оружия, хранящиеся в бочках, прокаливаются или «нейтрализуются» за счет смешения их с другими химическими веществами. В более совершенных установках используются герметические контейнеры, в которых и происходит обработка отравляющих химических веществ, однако это дорогое удовольствие. В Ираке в 1990-х годах отравляющие химические вещества смешивались с бензином и сжигались в печах, сложенных из кирпичей и установленных в траншеях в пустыне.
Принятая Конвенция не запретила доступ к первичным химическим элементам, необходимым для производства зарина. Спустя два года члены секты Аум Синрике распылили в токийском метро емкости с изготовленным в кустарных условиях зарином. Тогда погибли около десяти человек, и более 5,5 тысячи пострадавших обратились за медицинской помощью, тогда как большинство людей были просто напуганы и полагали, что они тоже подверглись воздействию отравляющих веществ. Кеничиро Танеда, врач из Международной клиники святого Луки, вспоминал о том, какой ужас он испытывал от осознания необходимости доставить погибшую в отделении неотложной помощи женщину в морг, поскольку для этого нужно было пробраться с носилками через большую толпу людей. Для того, чтобы не вызвать панических настроений, он «вез ее, держа у ее лица кислородную маску и скрыв ее тело под одеялом».
Врачи, занимавшиеся лечением жертв атаки в токийском метро, провели большое количество тестов с целью выявления следов зарина в крови, моче и в других медицинских пробах. Эти тесты, а также исследования, проведенные военными специалистами, стали стандартными процедурами для экспертов по химическому оружию при поиске свидетельств применения зарина.
Сам зарин легко вступает во взаимодействие с водой, и поэтому он распадается при дожде, повышенной влажности в воздухе или конденсации влаги. Нестабильность этого химического вещества в воде была использована сотрудниками больницы в Сирии, которые поливали водой из шланга те помещения, в которых они принимали пациентов после химической атаки. По той же причине зарин недолго сохраняется в атмосфере или в теле человека. В лабораториях можно провести соответствующие исследования, однако чаще всего обнаружить можно уже только продукты распада. В первую очередь зарин превращается в изопропилметилфосфоновую кислоту, которая обычно считается доказательством применения зарина. Однако и сама эта кислота распадается, превращаясь в метилфосфоновую кислоту. Обнаружение метилфосфоновой кислоты в крови или в моче не является явным доказательством наличия зарина: она может образовываться и из других органофосфатов. Важно знать, из каких именно.
Эксперты ООН обнаружили конкретные доказательства того, что зарин со смертельным эффектом применялся 21 августа в Гуте, в пригороде Дамаска. Группа экспертов ООН планирует в скором времени вернуться в Сирию и посетить Хан аль-Ассаль, Шейх Максуд и Саракеб, и только после этого будет подготовлен окончательный доклад. И тогда закончится еще одна мрачная глава в истории зарина и откроется новая, основное внимание в которой будет уделено уничтожению этого вида химического оружия.
Данная статья была исправлена 18 сентября 2013 года. В ее первоначальном варианте было сказано, что одна капля зарина способна убить человека. Это утверждение было исправлено.
Категория: В мире |
Просмотров: 800 |
Добавил: nashmir
| Рейтинг: 0.0 |
|