Часто обсуждающийся, но формально до сих пор не введенный «Индекс небоскребов» - замечательный и непочтительный экономический показатель. Он подразумевает, что существует корреляция между теми периодами, когда строятся самые высокие небоскребы, и близостью финансового кризиса.
Вспомните открытие Эмпайр-Стейт-билдинг, совпавшее с Великой депрессией. Башни-близнецы достраивались, когда Нью-Йорку грозило банкротство. Строительство в Куала-Лумпуре Башен Петронас, ставших самыми высокими зданиями в мире, предшествовало азиатскому финансовому кризису. Постройка Бурдж-Халифа, самой высокой на настоящий момент башни на планете, предсказывало коллапс рынка недвижимости Дубая.
В сущности, это не так уж удивительно: сверхвысокие строения – почти неотъемлемая часть бума, и при этом возводятся они достаточно медленно, чтобы спада оставалось ждать недолго.
Между тем существует еще одна взимосвясь: между строительством корпорациями огромных штаб-квартир и пиком, за которым может быть только падение. Следует ли считать новости о том, что мировые технологические гиганты – такие, как Apple, Google и Facebook – планируют амбициозные строительные проекты, поводом нервничать?
Ряд известных исторических примеров должны заставить нас задуматься. Вспомним сияющую стеклом штаб-квартиру AOL Time Warner на нью-йоркской Коламбус-серкл. Во время ее строительства акции компании рухнули. Джефф Бьюкес (Jeff Bewkes), став главой Time Warner, назвал слияние его компании с AOL «величайшей ошибкой в истории корпораций». Нью-Йорк-Таймс-Билдинг на Среднем Манхэттене, построенный архитектором лондонского «Осколка» Ренцо Пиано (Renzo Piano), должен был стать символом уверенности и местного патриотизма. Через пару лет после завершения строительства газета вынуждена была из-за падения доходов от рекламы в бумажной версии продать свою долю в здании, и теперь она арендует собственное помещение.
Затем была любопытная история с проектом сверкающей башни Газпрома в Санкт-Петербурге, пошедшая вразрез с тем, как обычно идут такие события. Разработанный шотландской компанией RMJM (которая прославилась модернистскими общественными зданиями), этот проект предшествовал появлению у компании серьезных финансовых проблем. ЮНЕСКО, в свою очередь, предупредила, что строительство здания, которое стало бы самым высоким в Европе, могло бы лишить город статуса объекта Всемирного наследия.
Таким образом, новая волна строительства крупнейшими технологическими компаниями больших штаб-квартир дает некоторые основания тревожиться. Когда корпорация стремится обессмертить себя с помощью архитектурного символа, стоит задаться вопросом о ее приоритетах.
Самый яркий пример - Apple, компания, успех которой обусловлен вкусом к дизайну. Ее сооснователь Стив Джобс нанял лорда Фостера спроектировать ее штаб-квартиру в калифорнийском Купертино – стеклянный пончик, напоминающий космическую станцию из «Космической Одиссеи 2001 года».
Подчеркнуто округлый, футуристический стиль Фостера должен напоминать о безупречных продуктах Apple, но на фоне откровений Эдварда Сноудена он также заставляет вспомнить о замкнутой архитектуре спецслужб и оборонных ведомств, о Пентагоне и британском Центре правительственной связи. В этой самодостаточности есть что-то почти зловещее, она намекает, что компании не нужно вписываться в окружение, и ее вполне устраивает блестящая изоляция. По ходу строительства его стоимость сильно возросла – в том числе из-за жестких требований Джобса, и теперь вместо первоначальных трех миллиардов долларов оценивается почти в пять миллиардов.
Facebook между тем пригласил Фрэнка Гери (Frank Gehry) спроектировать новый корпус для штаб-квартиры компании в Менло-парк, с другой стороны залива. Надо отметить, что компания, к ее чести, попросила г-на Гери смягчить дизайн этого города в одном здании (и, вероятно, самого большого офиса с открытой планировкой в мире). Facebook хотела, чтобы архитектура была максимально ненавязчивой, и г-н Гери буквально укутал строение в ландшафт.
Google тоже не остался в стороне – он строит сразу две огромных штаб-квартиры: одну у себя, в области залива Сан-Франциско, и вторую в Лондоне, в районе Кингс-Кросс. Проект калифорнийского здания – сложной конструкции из изогнутых корпусов - подготовила NBBJ. Лондонская штаб-квартира, строящаяся у канала по проекту AHMM выглядит строже и проще, зато стоить будет, предположительно, целых 650 миллионов фунтов.
NBBJ также подготовила для Amazon огромный проект, который займет три квартала в сиэтлском Денни-Трайэнгл, - в него входят три 38-этажные башни, пара строений среднего размера и конференц-зал. Сами строения вполне обычны, однако особенностью проекта будет гроздь научно-фантастических биокуполов, которые расположатся как мыльные пузыри на озелененной площади и будут служить зеленой зоной для холодной погоды.
В Лондоне Amazon должен переехать в новое здание, спроектированное архитектурной фирмой KPF. Однако после скандала вокруг количества налогов, которые компания платит в Британии, непонятно, можно ли назвать это здание штаб-квартирой.
Наконец, Bloomberg, как и Apple, заказал лорду Фостеру проект новой лондонской штаб-квартиры – большого здания в Сити, на месте римского храма Митры. Основанный на зороастризме культ Митры с его подземными храмами и секретными знаками несколько напоминает масонское движение. Это занятная параллель, если учесть, что речь идет о мире финансов и его таинственных торговых алгоритмах.
Если небоскребы показывают температуру перегревающейся экономики, то о чем говорят новые, распластанные по земле штаб-квартиры?
Только ли о том, что технологические компании богаты и готовы выходить из виртуального мира, чтобы оставить след в реальном? Или, может быть, о том, что они, наконец, сменили финансовые компании в роли хозяев мира? Или, может быть, так начинает проявляться их гордыня?