Еще не устранены последствия разгрома торгового центра в столице Кении Найроби, ставшей мишенью кровопролитной атаки террористов сомалийской группировки «Аль-Шабаб», как в другой стране Африки, в Нигерии, спящие в университетском общежитии студенты стали жертвами массового убийства террористической организации «Боко Харам».
Обратимся к более близкой к нам географии: в Пакистане в этот же день произошла третья за неделю атака террориста-смертника, в Ираке на этот раз бомбы были взорваны в Эрбиле.
Во всех этих случаях сотни людей потеряли жизни, сотни - получили тяжелые увечья, в том числе женщины и дети.
То, что происхождение этих терактов связано с государствами, где большинство населения составляют мусульмане, заставляет всерьез задуматься. Другой аспект, который обращает на себя внимание, связан с тем, что такого рода международный террор не знает границ. Кроме того, если до недавнего времени такие акции были сосредоточены в большей степени в регионе расширенного Ближнего Востока, то сейчас они достигают востока и запада Африки.
Откуда куда…
Основную роль в том, что кровопролитные теракты приобрели некое беспредельное, международное качество, играет «Аль-Каида». В настоящее время эта организация сама стала своего рода международным движением из-за собранных на ее основе радикальных элементов, действующих в разных странах.
Ячейки «Аль-Каиды», осуществляющие свою деятельность во многих государствах, могут функционировать в условиях определенной автономии, используя свои инициативы. У этих региональных или локальных организаций есть собственные наименования. Например, в последнее время часто упоминаемая группировка «Фронт ан-Нусра» действует в регионе, охватывающем Ирак и Сирию. Террористы, атаковавшие торговый центр в Найроби на прошлой неделе - по их вине погибли более 70 человек - были членами созданной и действующей в Сомали организации «Аль-Шабаб». Цель связанного с «Аль-Каидой» или находящегося под ее крылом объединения «Аль-Шабаб» - свергнуть действующий в Сомали режим и установить в стране опирающийся на законы шариата радикально-исламистский порядок.
Как и другие связанные с «Аль-Каидой» региональные организации, «Аль-Шабаб» намерена достичь своей цели силой оружия. Однако в войне, объявленной центральному сомалийскому правительству, ей не удалось достичь успеха. Более того, она не смогла противостоять военному контингенту Африканского союза, направленному в регион по решению ООН.
В эти многонациональные военные силы Африканского союза входят в том числе кенийские военнослужащие. Чтобы заставить кенийское правительство вывести своих военных из Сомали, «Аль-Шабаб» пыталась сделать в Найроби то, что ей не удалось в Могадишо.
Тем не менее результат налицо. Террор не должен быть средством достижения цели. И, кстати, что бы ни происходило, это трагически касается невинного гражданского населения, женщин и детей.
Эй, террористы
Постепенный подъем волны такого рода терактов и приобретение ими международного измерения актуализирует вопрос о том, как их можно предотвратить.
Найти эффективный способ сложно. Одни лишь меры безопасности не будут решением этого вопроса.
Колоссальная ответственность ложится на плечи различных влиятельных кругов, от политических лидеров до религиозных функционеров исламского мира, прежде всего Турции. И крайне важно, чтобы, называя террор террором, они выступали резко против демонстрации данных событий как неких религиозных притязаний во имя ислама.