За событиями в Сирии и вокруг нее многие аналитики как-то упустили резкое ухудшение ситуации в соседней с САР стране – Ираке, обладающем гигантскими запасами нефти и газа, значительной территорией и населением, имеющем выход к Персидскому заливу и выгодное геополитическое расположение на стыке Ближнего и Среднего Востока.
Кроме того, Ирак – это во многом «ключ» к Ирану. И враждебное ИРИ правительство в Багдаде стало бы мощным подспорьем США и Саудовской Аравии в давлении на Тегеран. Именно поэтому в последние недели активность Вашингтона, Эр-Рияда, Дохи и Эль-Кувейта на иракском направлении существенно возросла.
Видимо, не надеясь на скорый уход Б.Асада, по крайней мере до ликвидации у него запасов химоружия, американо-ваххабитская коалиция решила подобраться к Ирану более близким путем – через соседний Ирак, где сейчас у власти находится дружественное Тегерану правительство коалиции шиитских партий во главе с Нури аль-Малики. При этом ставка делается на разжигание национальной и конфессиональной розни в этой стране, где, наряду с арабами, курдами и сабейцами, проживают сунниты, шииты, христиане, йезиды и т.д. А это – полное переплетение этно-религиозных противоречий, поскольку как среди арабов, так и среди курдов есть христиане, шииты и сунниты. Американо-ваххабитская ось задействует для реализации своих целей террористические элементы «Аль-Каиды», суннитских боевиков провинции Аль-Анбар и бывших баасистов.
Сегодня посредством дестабилизации внутриполитической ситуации в Ираке, усиления там террористической активности и разжигания конфликта между суннитами и шиитами, противниками Ирана ставится вполне определенная задача: расшатать устои режима Н.аль-Малики так, чтобы он «добровольно» подал в отставку и объявил новые выборы, на проведение которых Саудовская Аравия и Катар готовы потратить миллиарды долларов. Это может привести во властные структуры Ирака, прежде всего в его парламент, значительное число радикальных исламистов, в том числе салафитского толка. Они создадут хаос в руководящих органах власти страны, чтобы в последующем вызвать распад Ирака на три анклава – шиитский, суннитский и курдский. Единый и мощный Ирак не нужен ни США, ни ваххабитским монархиям Аравии, а возвращение к власти суннитов исключено.
Судя по всему, пока еще все это приурочено к предстоящим в Ираке в 2014 году «плановым» парламентским выборам. По информации из арабских источников, под руководством ЦРУ уже началась координация действий спецслужб КСА, Катара, Кувейта и Турции по вопросу консолидации джихадистов и баасистов всех мастей в единый фронт, который и должен сбросить правительство Н.аль-Малики. То есть вариант уже знакомый. Он в свое время сработал в Ливии, а теперь активно реализовывается на территории САР. Главное – сбросить правящий режим, а там уже все равно, кто станет главенствующей силой в оппозиции. Арабские страны, особенно Катар, предпочли бы видеть в Багдаде салафитов, тогда как Турция и Саудовская Аравия – умеренных исламистов, если таковые в Ираке найдутся. США же предпочли бы вариант светских либералов, но таковых в Ираке почти не осталось вследствие недальновидной политики Вашингтона во время американской оккупации страны. Принципиальная договоренность уже достигнута и даже начала выполняться. Так, недавно совершены убийства видных политических деятелей, которые могли бы претендовать на места губернаторов ведущих провинций. В октябре с.г. ожидается начало активных действий по устранению со сцены ряда политических партий и деятелей, которые могут хоть как-то конкурировать на предстоящих выборах в Ираке. Одновременно за счет финансовых потоков из Аравии начнется процесс создания новых партий и движений, которые призваны объединить в своих рядах бывших баасистов и умеренных исламистов. В планы спецслужб «регионалов» входит также организация массовых убийств среди мирного населения и проведение диверсий на объектах нефтяного сектора, электроэнергетики с целью ослабления экономических устоев режима и формирования атмосферы недовольства среди жителей страны неспособностью нынешних властей подавить террористическую активность.
К сожалению, правительство Н.аль-Малики не проявляет гибкости, отвечая самыми жесткими методами на выступления тех, кто не относится к боевикам, но хотел бы нормальной жизни. Репрессии применяются даже к мирным выступлениям с требованиями чисто экономического характера. Кроме того, разжигается неприязнь к соседнему Кувейту, который ставится на одну доску с ваххабитскими режимами КСА и Катара. Допускаются выпады и в адрес Турции, хотя она активно противостоит планам по выделению Курдского автономного района из состава единого Ирака.
В этом плане остается надежда, что Тегеран все-таки окажет правильное воздействие на Багдад, побуждая его к примирению, а не разжиганию гражданского конфликта на этно-религиозной почве. Хотя нельзя исключать и того, что в условиях начавшегося сближения Ирана с США, Тегеран не захочет активно влезать в иракские дела. Ему ведь важнее решить свои проблемы, а не открыть «фронт борьбы» с США, Саудовской Аравией и Катаром еще и в Ираке. Ведь сейчас все силы ИРИ, в том числе ее Корпуса стражей исламской революции, брошены на спасение режима Б.Асада и помощь Хизбалле.
В любом случае, ближайшие месяцы могут стать решающими для определения будущего устройства Ирака и сохранения его в качестве единого государства. Иначе произойдет распад страны и исламизация по салафитскому пути его суннитского анклава, а также окончательный выход курдских провинций из состава иракского государства.
Виктор Титов