К данной статье, написанной 19 месяцев назад, мы периодически возвращаемся - когда возникают события на "сцене Арктики".
Войны с применением оружия за природные ресурсы Арктики не будет. Не будет никогда.
Не тот собрался здесь контингент, чтобы воевать стрелковым оружием, бомбами, самолетами – только баллистическими ракетами, иного здесь не дано. Если, конечно, предположить, что военное столкновение возможно.
Да и не натовское это дело – никто из стран атлантического блока, затей американцы военный спор с русскими, их не поддержит. А перебрасываться ракетами через океан, конечно, интересно, но этот процесс не имеет названия – не война же это, в самом деле, да и критерии не видны. Забросать ракетами территории этих стран просто физически невозможно.
И не солидно – если так ведут себя монстры, что скажут мировые «пигмеи»!
Пока что идет «тлеющая война» заявлений, взаимных обвинений, слухов, даже унижений. Но - идет, не утихая ни на минуту.
Не так давно Россия назвала провокацией слухи о возможной войне за природные ресурсы Арктики. Дело в том, что в 2008 году страны, претендующие на Арктику, подписали соглашение – обещали придерживаться существующих международных договоров и не заключать новых соглашений.
Иными словами, страны согласились с тем, что правовой режим Арктического шельфа регулируется Конвенцией ООН от 1982 года.
Странно и то, что в российской печати сообщается о четырех претендентах на арктический престол, забывая про Норвегию. Как это понять?
На самом деле арктических стран 5 – кроме Норвегии, это США, Россия, Канада и Дания.
И, кстати, именно с Норвегией пока что подписан, если можно так сказать – прототип договора о границе в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Хотя, переговоры по этому вопросу длились 40 лет.
Арктика – это углеводороды – нефть и газ, но не менее важно – судоходство и изучение мирового климата.
Чья она, Арктика?
Смотря, с какой точки зрения смотреть. Более других в дело ее изучения внесли свой вклад русские моряки, и, как следствие - немало морей, проливов, заливов, островов и бухт названы их именами.
У кого самая большая протяженность береговой линии? Вы будете удивлены – у Канады. Хотя, если взять в руки карту, то отчетливо видно – у России.
Причина в том, что есть два метода измерения.
При одном учитывается рельеф берега – с бухтами, фьордами, небольшими полуостровами... Второй метод рельеф «не замечает», а учитывает только спрямленную длину береговой линии.
В чьих руках мореплавание? Российских – и это невероятных размеров бизнес будущего – самые надежные и безопасные, самые короткие пути между Европой, Азией и Америкой пролегают через российский сектор.
Как будут делить «ледовую макушку Земли»? Нет здесь ни логики, ни законных и подзаконных актов, ни дружбы между народами, ни критериев. Мне кажется, что и цель деления весьма размыта.
Что – или кто – является аналогом предмета спора? Каспий... Его, крохотного - по сравнению с Арктикой, поделить не могут. Так что вы хотите от Арктики?
Уж, как только не садились пять спорщиков за каспийским столом, а поделить Каспий не удается. И не удастся... Улыбнемся - прежде, кажется, все оттуда выкачают – вслед за осетровыми породами рыб и черной икрой, уйдут сначала нефть, а затем и газ. Таким образом, и делить-то будет нечего – судоходства на экспорт – в отличие от Арктики, на Каспии нет.
Вот тогда Каспий и поделят.
И, наконец, самое главное – кто более других готов разрабатывать Арктический шельф и акваторию? Кто, предположительно, менее других загрязнит окружающую среду?
Ответ – все. В алфавитном порядке - Дания, Канада, Норвегия, Россия, США...
Эксперты предполагают – под водами Арктики находится от 1/4 до 1/3 углеводородных ресурсов Земли. Так ли это?
Указанные выше страны экспертам верят – это их хлеб будущего.
А вот я – сомневаюсь: почему именно там эти трети и четверти? Какие геомагнитные или иные физические свойства Земли говорят об этом?
Нам еще предстоит узнать. Пока что эксперты исходят из средних значений соотношений площадей шельфов и добываемых на них ресурсов. Сие странно – как будто на арктическом шельфе они распределены равномерно. Зачем же тогда тратят сотни миллионов долларов на разведку запасов?
Можно было бы придумать мистическое объяснение – дескать, Земля прикрыла часть своего неприкосновенного запаса, но мистика плохо согласуется с физическими законами Вселенной, с тем, что ученые уже знают о строении Замли.
Когда и каким образом арктические страны начнут свою деятельность?
Не думаю, что скоро. Если все будут соблюдать правила, то никогда – вряд ли в обозримом будущем странам удастся договориться.
И в этом весьма заинтересована Россия – ей добыча ничего хорошего не сулит: нет необходимых технологий, техники, опыта и танкерных судов. Нет также достаточно средств. Хотя вот этого «добра» в мире полно – любой банк сочтет за честь предоставить кредит.
Все что необходимо для шельфовой добычи есть у США, Канады и Норвегии. Зато у России есть опыт строительства трубопроводов, и, вполне возможно, в Арктике нас ждет новая форма международной кооперации...
Эта часть текста была написаны за 2 дня до сенсационного сообщения: Роснефть и британская нефтегазовая компания British Petroleum объявили о создании стратегического альянса, основанного на взаимном владении пакетами акций по 5.8 млрд евро. Цель – добыча нефти и газа на трех блоках на российском шельфе Арктики – в районе Восточно-Приновоземельских участках.
Участки содержат 5 млрд тонн нефти, 10 трлн кубометров газа. Планируемый размер инвестиций – $20-40 млрд.
Но самое главное, что, буквально, взбесило остальных членов Арктического Клуба – будут использованы передовые технологии British Petroleum - самой, пожалуй, продвинутой в технологическом отношении нефтяной компании.
Цинизм сделки в том, что полгода назад в России на самом высоком уровне изощренно издевались над британцами, по вине которых произошла катастрофа с разливом нефти в Мексиканском заливе. Сегодня вы в российской печати не увидите об этом ни строчки. Вот и вся забота об окружающей среде.
Деньги - и только деньги, интересуют мир капитала, и российский – не исключение.
Арктика, на мой взгляд, становится мощной темой противостояния на дипломатическом поле. Оно - противостояние, требуется дипломатам как воздух. И Арктику готовят на смену прогорклому палестино-израильскому конфликту, в котором ни России, ни США, ни другим странам завоевать лавры не удалось и не удастся.
Нужны ли будут нефть и газ Арктики? России - да, США - нет. Но технологии есть у США, а у России - некоторый опыт в арктической логистике, и потому альянс двух этих монстров весьма очевиден.
Формально - вдвоем, поделить Арктику они не смогут, им это не позволят мировое общественное мнение и мировые институты.
Но на деле, используя то, что пока еще Арктика не имеет правовых канонов - и долго не будет иметь их, лидеры создадут несколько альянсов - нефтяной, газовый, транспортный.
Думаю, что в них даже могут быть приглашены все члены арктического клуба. Но верховодить двое - Россия и США.
С точки зрения добычи, лидерство будет отдано России - США нефть и газ Арктики не интересуют. У них иное видение топливного будущего.
США семимильными шагами, не ведомыми ранее, продвигаются в части добычи сланцевых газа и нефти (это было написано 19 месяцев назад - сегодня США лидируют в добыче газа, а вскоре - и в экспорте в Европу). И из потребителя углеводородного топлива становятся лидерами по добыче и переработке новых топливных носителей.
Вот что значит владение современными технологиями.
По логике вещей, им выгодно усиление транспортной России. И если для этого США должны предоставить России технологии и средства, то они, судя по всему, сделают это без колебаний.
Никого не должны смущать сегодняшние политические разногласия. Арктика имеет совершенно другую размерность. Это – стратегический проект на 70-100 лет. А сегодняшние трения и даже вражда – это бой между политиками, которых вряд ли будет знать уже следующее поколение. Это, скорее, похоже на переменчивую погоду, и является, по сути, делом тактики, но никак не стратегии.
Любопытно, что даже если верховодить в арктическом проекте будут США и Россия, вовлеченными в него окажутся все мировые потребители топлива.
И это надо знать.
Алексей Берениус