Институт стратегических исследований Stimson Centre опубликовал доклад Расела Стиклора под таким названием.
Стиклор предупреждает, что самой ценной жидкостью на Ближнем Востоке, вопреки расхожим представлениям, является не нефть, но вода. Недостаток воды может привести к тому, что некоторые государства не смогут удовлетворять самые насущные потребности быстро растущего населения в ближайшие десятилетия.
Одна из таких войн на самом деле уже началась, и идет, с невиданной жестокостью – в Сирии. Израильские исследователи в средине двухтысячных предупреждали, что сирийский демографический взрыв и невиданная засуха могут привести к катастрофе, которая и разворачивается на наших глазах. Подробнее об этом можно прочитать в материале "Предпосылки сирийской войны на самоуничтожение".
Ближний Восток и Северная Африка – самые бедные, в отношении водных ресурсов, регионы мира. Пустынный климат отсутствие осадков делают население полностью зависимым от подземных источников и рек - Нила, Иордана, Евфрата и Тигра.
Исторически, регион не был густо заселен, и имевшихся источников воды, хотя и с трудом, хватало на удовлетворение потребностей людей. Но с 1950 население увеличилось на 300 миллионов человек, то есть сюда как бы переместили всех жителей богатых водными ресурсами США.
Та же Сирия - наглядный пример. В 1950 в ней жило 3,5 миллиона человек, сегодня – около 22 миллионов, к 2050 будет 36 миллионов. Население Египта – 20 миллионов в 1950 раздулось до 85 миллионов в 2013. К середине столетия население Египта превысит 135 миллионов. В Йемене в 1950 жили 4,5 миллиона человек, сегодня – 25 миллионов, к 2050 ожидается 50 миллионов. Никто не знает, как снабжать водой подобное количество людей. Сирия, Египет и Йемен практически полностью использовали имевшиеся в их распоряжении подземные водные источники, и других ресурсов нет.
Водная проблема в ближневосточном регионе еще более усложняется тем, что источники воды, как правило, находятся за пределами региона. В Египте главный источник воды и жизни – Нил течет из Эфиопии, готовящейся перекрыть его дамбой. Воды Евфрата текут в Сирию и Ирак из Турции. Населенные страны вроде Египта и Сирии весьма уязвимы в отношении водных махинаций стран, расположенных выше по течению.
Страны региона должны предпринять немедленные меры по консервации и рециклингу воды, модернизации водопроводов и дренажных систем, а также изменению принципов ведения сельского хозяйства. Неизбежным представляется также опресненение морской воды, несмотря на его огромную стоимость.
Стиклор полагает, что у водного кризиса могут быть и положительные следствия: "Воде безразличны религиозные, национальные и политические противоречия, которые так жестко делят Ближний Восток. Водный кризис уже, скорее всего, невозможно предотвратить, но его все еще можно смягчить, если соседние страны начнут открытый диалог и поиск совместных водных стратегий".